«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

6 Как бычок ни рвется, а все равно возвращается отдохнуть к колышку, к которому он привязан; куда бы твой ум ни уклонялся, все равно ему придется научиться непрестанной молитве, чтобы найти покой в Боге.

7 Этот мир – не мир жизни, как он нам видится. В действительности, это мир смерти, и действительно живых в этом мире очень мало, ибо мертвые обещают мертвым «свободу, будучи сами рабы тления» (2 Пет. 2: 19).

8 Когда монах один, он ищет утешения в Боге; а когда монах не один, он ищет утешения в ближних.

9 Главное не то, какие мы есть, когда читаем духовную книгу, а то – какие мы есть, когда ее закроем.

10 Сначала мы не способны на добро, а потом, по мере очищения сердца, становимся не способны на зло.

11 Разожми руки, которыми ты ухватился за этот ненадежный и обманчивый мир. Вспомни, где ты находишься и куда ты уйдешь.

12 Мягкое и слабое – смирение – прогоняет сильное и жесткое – гордость и диавола.

13 Пища монаха – молитва. Как человек слабеет без пищи, так и монах – без молитвы.

14 Чтобы монашество было плодотворным, оно должно открывать душе все возможности для ее развития.

15 Ты гибнешь от сребролюбия? Тогда не вини деньги, вини свою привязанность к ним, которая «съест плоть вашу, как огонь» (Иак. 5: 3).

16 Тот, кто жалуется, не имеет помощи от людей; кто ропщет, не имеет помощи от Бога.

17 Когда мы живем без Бога, наше сердце подобно железу. Когда мы устремляемся к Богу, наше сердце становится сырой глиной, из которой оно было когда-то сотворено, а затем оно уподобится мягкому чистому воску, на котором отпечатается Лик Христов.

18 Почему люди перестают быть хорошими, когда ты начинаешь с ними жить? Потому что тебе самому нужно много потрудиться, чтобы они смогли жить с тобой.

19 Если ты хочешь быть победителем в духовной брани, не бойся быть многократно побежденным и никогда не отчаивайся в помощи Божией.

20 Если ты всю свою жизнь будешь терпеть поражения в духовной борьбе и умрешь, не успев победить, не сомневайся, – Бог примет тебя победителем: «и сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1 Ин. 5: 4).

21 Предполагать, что источник зла находится в ком-то другом, а не в самом тебе – преступление перед Евангелием.

22 Сердце, живущее этим миром, приспосабливает Евангелие для себя и для этого мира. А сердце, оторвавшееся от этого мира, отдает себя Евангелию, и только такому сердцу Евангелие открывается Само.

23 Невозможно говорить о Боге, когда сердце привязано к миру, и невозможно говорить о мире, когда сердце привязано к Богу.

24 Когда сердце привязывается к этому миру, он удерживает сердце тончайшей паутиной. А когда сердце хочет оторваться от этого мира, его паутина становится стальными цепями.

25 Как солдат всегда готов сражаться, так монах всегда должен быть готов отречься от себя, чтобы принять освящение «истиною» (Ин. 17: 19).

26 Рыба, выпрыгнувшая из раскаленной сковородки и и упавшая в реку, хотя и обожжена жаром сковородки, радуется тому, что упала в воду и избежала гибели. Так монах, который отрекся от мира и избежал его губительного огня, но впоследствии снова занялся мирскими делами, подобен той самой рыбе, которая опять лезет на раскаленную сковородку, чтобы окончательно дожариться.