Priest Oleg Davydenkow
Методологически в едином промыслительном Божественном действии можно различать две составляющих:
а) мирохранение , то есть поддержание всего существующего и бытии:
«По определениям Твоим все стоит доныне…
» (Пс. 118, 41).
«…все Им стоит»
(Кол. 1, 17).
Свт. Кирилл Александрийский отмечает, что
«иначе и не могут быть соблюдены и удержаны бытии существа, приявшие начало свое из ничего; иначе они вдруг обратились бы в свое естество, то есть в ничтожество» [270]
б) мироправление , то есть направление всех событий, имеющих место в мире, к предназначенным Творцом целям.
«Через Него все успешно достигнет своего назначения…»
(Сир. 43, 28).
По словам св. Иоанна Дамаскнна,
«Промышление есть воля Божия, которой все существующее надлежащим образом управляется» [271].
4.4.3. Виды Промысла Божия
Предметами Божественного Промысла являются как весь мир в совокупности, так и каждая его мельчайшая частица. Афинагор Афинский (сер. II в.) писал:
«надобно знать, что ни на земле, ни на небе ничто не остается без попечения и без промысла; но попечение Творца равно простирается на все невидимое и видимое, малое и великое…» [272].
Таким образом, различают общий Промысл , который объемлет весь мир, как совокупность всех родов существ с действующими в них силами и законами, и частный Промысл , распространяющийся на частные предметы, явления и отдельные существа.
4.4.4. Образы Божественного Промысла
Различают два образа Божественного промышления о мире:
а) естественный , когда бытие и силы тварей поддерживаются в бытии Богом посредством дарованных сил и законов, и судьбы Божии приходят в исполнение по естественному течению вещей, от Бога установленному, но под промыслительным надзором Божиим.