Priest Oleg Davydenkow
«Через Него все успешно достигнет своего назначения…»
(Сир. 43, 28).
По словам св. Иоанна Дамаскнна,
«Промышление есть воля Божия, которой все существующее надлежащим образом управляется» [271].
4.4.3. Виды Промысла Божия
Предметами Божественного Промысла являются как весь мир в совокупности, так и каждая его мельчайшая частица. Афинагор Афинский (сер. II в.) писал:
«надобно знать, что ни на земле, ни на небе ничто не остается без попечения и без промысла; но попечение Творца равно простирается на все невидимое и видимое, малое и великое…» [272].
Таким образом, различают общий Промысл , который объемлет весь мир, как совокупность всех родов существ с действующими в них силами и законами, и частный Промысл , распространяющийся на частные предметы, явления и отдельные существа.
4.4.4. Образы Божественного Промысла
Различают два образа Божественного промышления о мире:
а) естественный , когда бытие и силы тварей поддерживаются в бытии Богом посредством дарованных сил и законов, и судьбы Божии приходят в исполнение по естественному течению вещей, от Бога установленному, но под промыслительным надзором Божиим.
«Ты поставил землю, и она стоит»
(Пс. 118, 90).
В Священном Писании обо всех родах существ говорится, что Бог
«поставил их на веки и веки; дал устав, который не пройдет»
(Пс. 148, 6).
б) сверхъестественный , когда управление миром совершается посредством чудес, то есть событий, имеющих истинную причину вне естественных сил и законов природы, в сверхъестественном действии Божием, совершаемых Богом для достижения важных религиозных целей.
ГЛАВА II
О ВТОРОМ ЧЛЕНЕ СИМВОЛА ВЕРЫ
1. УЧЕНИЕ СИМВОЛА ВЕРЫ О ЛИЦЕ ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА