Priest Oleg Davydenkow
1. О БОЖЕСТВЕННОМ ДОСТОИНСТВЕ СВЯТОГО ДУХА
В «Пространном Катехизисе» говорится, что Дух Святой называется Господом в таком же смысле, как и «Сын Божий, то есть: как истинный Бог» [390].
О Божественном достоинстве Святого Духа свидетельствует ап. Петр, когда обличает Ананию:
«для чего ты допустил сатане вложить в сердце твоем мысль солгать Духу Святому…? … Ты солгал не человекам, а Богу»
(Деян. 5, 3, 4).
Ап. Павел, говоря о человеческом теле как о храме, употребляет выражения
«храм Божий»
(1 Кор. 3, 1б) и
«храм… Святого Духа»
(1 Кор. 6, 19) как взаимозаменяемые.
Наименование Святого Духа животворящим следует понимать так, что
«Он вместе с Богом Отцем и Сыном дает тварям жизнь, особенно духовную человекам» [391] ;
«если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие»
(Ин. 3, 5).
Таким образом, слово «животворящий» указывает, что Святой Дух обладает Божественными свойствами.
Священное Писание говорит и о других Божественных свойствах Святого Духа, например
а) о всеведении
«Дух все проницает, и глубины Божии»
(1 Кор.2. 10).
б) о соучастии в деле творения мира (Быт. 1, 2).
Слова «глаголавшаго пророки» внесены в текст Символа для утверждения учения о богодухновенности книг Ветхого Завета, что в древности отрицалось некоторыми еретиками, например маркионитами [392]. О богодухновенности апостольских писаний в Символе не упоминается,
«потому что во время составления Символа никто не сомневался о Богодухновенности Апостолов» [393].
Богодухновенность Священного Писания является еще одним свидетельством о Божественном достоинстве Святого Духа. Свт. Василий Великий обращался к духоборам с вопросом:
«Почему же Дух Святый не Бог, когда писание Его богодухновенно?» [394].