Priest Oleg Davydenkow
«Он вместе с Богом Отцем и Сыном дает тварям жизнь, особенно духовную человекам» [391] ;
«если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие»
(Ин. 3, 5).
Таким образом, слово «животворящий» указывает, что Святой Дух обладает Божественными свойствами.
Священное Писание говорит и о других Божественных свойствах Святого Духа, например
а) о всеведении
«Дух все проницает, и глубины Божии»
(1 Кор.2. 10).
б) о соучастии в деле творения мира (Быт. 1, 2).
Слова «глаголавшаго пророки» внесены в текст Символа для утверждения учения о богодухновенности книг Ветхого Завета, что в древности отрицалось некоторыми еретиками, например маркионитами [392]. О богодухновенности апостольских писаний в Символе не упоминается,
«потому что во время составления Символа никто не сомневался о Богодухновенности Апостолов» [393].
Богодухновенность Священного Писания является еще одним свидетельством о Божественном достоинстве Святого Духа. Свт. Василий Великий обращался к духоборам с вопросом:
«Почему же Дух Святый не Бог, когда писание Его богодухновенно?» [394].
Слова «со Отцем и Сыном споклоняема и сславима» указывают на равночестность Духа Святого с Отцом и Сыном, о чем свидетельствуют повеление Господа совершать крещение
«во имя Отца, и Сына, и Святого Духа»
(Мф. 28, 19), а также апостольское приветствие ап. Павла (2 Кор. 13, 13).
2. ЛИЧНОЕ СВОЙСТВО СВЯТОГО ДУХА
В Ветхом Завете Святой Дух не проявлялся ипостасно, лично, но действовал как безличная Божественная Сила. В Новом Завете Дух Святой открывается как самостоятельное Божеское лицо.
Ап. Павел говорит о Святом Духе:
«Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно»
(1 Кор. 12, 11).
Очевидно, что действовать
«как Ему угодно»