Priest Oleg Davydenkow
(Лк. 11, 13).
«Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас… по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего»
(Тит. 3, 4—6).
«Механизм» воздействия на нас Святого Духа нам неизвестен.
«Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа»
(Ин. 3, 8).
Однако плоды воздействия Духа Святого на нас известны и ощутимы:
«…любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание»
(Гал. 5, 22).
От плодов Святого Духа надо отличать Его дары. В отличие от плодов Духа, которые суть благодатные расположения сердца, дары Духа Святого представляют собой силы, подаваемые для достойного прохождения того или иного служения на благо Церкви. В Церкви нет дара без соответствующего ему служения, и наоборот, нет служения без соответствующего дара. Ап. Павел приводит примеры таких даров: слово мудрости и знания, дары исцеления и чудотворения, дар пророчества, дар языков и др. (1 Кор. 12, 1–10). К дарам Святого Духа относятся также и дарования иерархического служения в Церкви [399]. Церковь живет Духом Святым, и только Им человек и мир могут достичь своего назначения.
ГЛАВА Х
О ДЕВЯТОМ ЧЛЕНЕ СИМВОЛА ВЕРЫ
1. ПОНЯТИЕ О ЦЕРКВИ ХРИСТОВОЙ
Совершив дело нашего Искупления, Господь Иисус Христос предусмотрел также и способ нашего приобщения к плодам искупительного подвига. С этой целью Им была основана Церковь.
Слово «церковь (εκκλησία)» происходит от глагола εκκαλέω, что значит «собирать, вызывать». В древних Афинах «экклесией» называли городское собрание, в котором принимало участие не все население города, а только избранные, то есть те, кто соответствовал определенным требованиям.
В христианстве изначально под церковью понималось собрание призванных в общество Господне лиц, услышавших призыв Господа ко спасению и последовавших этому призыву, а потому составляющих «род избранный» (1 Пт. 2, 9).
В Символе веры мы исповедуем свою веру в Церковь, но
«как может быть предметом веры Церковь, которая видима, когда вера, по Апостолу, есть
«уверенность в невидимом»