Alexander Dvorkin

«Ибо Бог наш Иисус Христос, по устроению, зачат был Мариею из семени Давидова, но от Духа Святого» (гл.18);

«Так как Бог явился по-человечески для обновления вечной жизни» (гл. 19).

В послании святого Игнатия к Римлянам находим:

«Бог наш Иисус Христос является в большей славе, когда во Отце» (гл. 3);

«Дайте мне быть подражателем страданий Бога Моего» (гл. 6).

Святой мученик Иустин (+ 156) был учеником мученика Поликарпа, епископа Смирнского (ср. Откр. 2:8-11), который в свою очередь был наставлен и получил рукоположение от апостола Иоанна. Иустин также исповедовал Божество Христово: «Ибо так называемые демоны о том только и стараются, чтобы отвести людей от Бога и Творца и Его Первородного Христа Бога» (1 Апология LVIII, 89);

«Дабы вы признали Его и Богом, пришедшим свыше, и человеком, бывшим среди человеков и имеющем опять придти, когда воззрят на Него и восплачут пронзившие Его» (Разговор с Трифоном LXIV, 239).

Богом называют Господа Иисуса Христа Тертулиан («Против иудеев», гл. 7; «Апология», гл. 21; «Против Маркиона» II, 16; III, 12 и др.), св. Мелитон Сардийский («О пасхе»), Климент Александрийский («Строматы» II, 9; «Педагог» I, 8 и др.), Ориген («Против Цельса» V, 51, 66 и др.), св. Ипполит Римский и другие церковные авторы первых трех веков христианства. Исповедание веры, принятое на Соборе в Антиохии (269 г.), называет Христа Сыном Божиим «по существу»119. Аппарат ложных доказательств того, что Христос не есть Бог, был разработан ересиархом Арием только в IV веке. При поддержке государства, столь не любимого «Свидетелями Иеговы», арианство стало на некоторое время господствующим исповеданием Восточной Римской империи, но все же было побеждено православной апостольской верой.

По мнению «Свидетелей Иеговы» Святой Дух – не Бог и не Личность, а безличная неодушевленная Божественная сила или энергия, которая наполняет людей и приводит их в движение (Let God Be True. 2-th ed. Р. 108; Watchtower. 01.06.1952. Р. 24; Сторожевая Башня. 15.10.1993. С. 30.).

«Свидетели Иеговы» любят представлять Святого Духа как некую естественную силу, вроде электричества или радиоизлучения. Способствует такому неверному пониманию и многозначность самого слова «дух» (евр. ruakh, греч. pneuma), которое в Священном Писании имеет много значений: ветер, дух человеческий и пр. Но в таком случае слово «дух» употребляется без артикля (pneuma, а не to pneuma) и без определения. Если же рассмотреть те места Писания, где упоминается Дух Святой, мы видим наличие артикля to во всех случаях: Дух Божий (Быт. 1:2; Мф. 12:28; 1 Кор. 2:11), Дух Мой (Быт. 6:3; Иоил. 2:28; Зах. 1:6), Дух Свой (Чис. 11:29), Дух Господень (Суд. 3:10, 11:29, 13:25, 15:14; Ис. 61:1; Мих. 2:7), Дух Святый (Пс. 50:13, 142:10; Лк. 3:22; Ин. 20:22, 14:26; Деян. 2:4, 21:11, 20:28), Дух Истины (Ин. 15:26), Дух Отца (Мф. 10:20), Отца, и Сына и Святого Духа (Мф. 28:19), Дух Христа (1 Пет. 1:11) и т.д.

В тех случаях, когда в Священном Писании слово «дух» используется без артикля, оно никогда не означает личностного Духа Святого, но относится к чему-либо сотворенному: «навел Бог ветер на землю» (Быт. 8:1), «иной дух» (Чис. 14:24), «новый дух» (Иез. 18:31), «не буквы, но духа» (2 Кор. 3:6), «бурный ветер» (Пс. 106:25, 148:7), «крепкий ветер (pneuma)» (Иона 1:4), «дух мой испытывает» (Пс. 76:7), «колеблются от ветра» (Ис. 7:2), «унылый дух» (Вар. 3:1), «духи и души праведных» (Дан. 3:86), «свидетельствует духу нашему» (Рим. 8:16), «кроме духа человеческого» (1 Кор. 2:11), «дух и душа и тело» (1 Фес. 5:23) и т.д.

Но Священное Писание как раз и утверждает, что Дух Святой есть прежде всего именно Личность. Как Личность Он свидетельствует (Ин. 15:26), наставляет (Ин. 16:13), говорит (Деян. 13:2), предсказывает (Деян. 21:10-11), огорчается (Ис. 63:10), разделяет каждому христианину дары, как Ему Самому угодно (1 Кор. 12:11). Святому Духу присущи Божественные свойства: Он Вездесущ (Ин. 14:26; Рим. 8:9), Всемогущ (1 Кор. 12:7), Вечен (Ин. 14:16).