Alexander Dvorkin

Святой Дух может отпускать грехи, что, как известно, Он и начал совершать через апостолов, с того момента, когда Господь «...дунул, и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся...» (Ин. 20:22-23). Но «...кто может прощать грехи, кроме одного Бога?» (Мк. 2:7). Поэтому мы делаем естественный вывод о Божественности Духа Святого.

О том, что Дух Святой – Бог, было известно уже в Ветхом Завете: «Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня. Сказал Бог Израилев, говорил о мне скала Израилева...» (2 Цар. 23:2-3). Из приведенных слов видно, что для царя и пророка Давида говоривший в нем Дух Господень был Богом Израилевым.

Из свидетельств Нового Завета мы знаем, что совершенное ведение Бога, по словам Господа Иисуса Христа, принадлежит только Ему, так как «Отца не знает никто, кроме Сына...» (Мф. 11:27). Но «Дух все проницает, и глубины Божии...» (1 Кор. 2:10), поэтому полное Боговедение, принадлежащее Сыну и являющееся признаком равенства с Отцом, принадлежит также и Духу Святому.

Тот же «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках...» (Евр. 1:1), давал откровения и апостолам Нового Завета: «...как Дух давал им провещевать...» (Деян. 2:4). Но и в пророках Ветхого Завета говорил Дух, так как Моисей сказал: «...о, если бы все в народе Господнем были пророками, когда бы Господь послал Духа Своего на них...» (Чис. 11:29). И действительно, пророки Ветхого Завета обычно говорили: «...так говорит Господь...» (например, Иер. 34:2). Поэтому святитель Василий Великий, вспоминая, что «Павел, совокупляя воедино сие изреченное от Отца и Сына и Святого Духа, сказал, что "все писание богодухновенно" (2 Тим. 3:16), задает вопрос: "если в апостолах и пророках глаголет Дух, то спросите нечестивых: почему же Дух Святой не Бог, когда писание Его богодухновенно?»120.

Известно, что во время своего общественного служения Христос услышал много хульных слов от иудеев, не веровавших в Его Божественное достоинство. Но Господь сказал, что все сие простится им. Не простится только хула на Духа Святого. Именно поэтому упал мертвым Анания: «Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому ...Ты солгал не человекам, а Богу». (Деян. 5:3-4). Свидетельствуя о смерти солгавшего Духу, апостол Петр подчеркивает, что тот согрешил против Духа Святого – Бога.

И для апостола Павла Дух Святой был Богом. В первом послании к Коринфянам мы читаем: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор. 3:16). Совершенно очевидно, что Дух Божий признается здесь Богом, ибо на христианах исполнилось обетование: «...как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них...» (2 Кор. 6:16; ср. Лев. 26:12).

Понимание Духа Святого как безличной силы ведет к отказу от восстановления образа Божия в человеке, от обожения и, следовательно, от спасения. Тот, для кого Дух Святой не Бог, не собирает со Христом, но расточает, поэтому Господь говорит о таких людях: «...всякий грех и хула простятся человекам; а хула на Духа не простится человекам; Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф. 12:31-32).

Дух Святой равен Отцу и Сыну и вместе с Ними прославляем (Мф. 28:19); Он имеет одну с Ними Божественную природу (1 Ин. 5:7). Духом Святым открывались Божественные тайны пророку Исаие: «И услышал я голос Господа, говорящего: кого мне послать?» (Ис. 6:8-9). В переводе «Н. М.» в соответствии с еврейским текстом в этом стихе вместо слова «Господь» стоит слово «Иегова». В Новом Завете апостол Павел пишет: «...хорошо Дух Святый сказал отцам нашим через пророка Исаию...» (Деян. 28:25-26). Значит, Господь Иегова и Дух Святой – одна Личность, один Бог.

Итак, если непредвзято исследовать Библию, нельзя не увидеть, что Священное Писание называет Единственным Богом Иеговой Отца, Сына и Святого Духа, в то же время однозначно определяя Отца, Сына и Святого Духа как Три Личности121.

Пытаясь пояснить этот парадокс, богословы древней Церкви ввели термин Святая Троица.

Для «Свидетелей Иеговы» учение о Троице – это «неверное, небиблейское учение», перенятое у язычников, порожденное сатаной (Сторожевая Башня. Февраль 1995. С. 5; Make Sure of All Things. 1953. Р. 386; Let God Be True. Р. 101).

Однако «Свидетели Иеговы» неправильно понимают учение о Троице. Это не искусственная концепция о Боге, действующем то как Отец, то как Сын, то как Дух Святой, и не учение о трех Богах – это способ согласования различных утверждений Слова Божия. Здравое учение, основанное ни Библии, – это вера в Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого, но не в трех Богов, а в одного Бога, Троицу единосущную и нераздельную.