Alexander Dvorkin

Единственной известной в истории сектой, отрицающей факт распятия Господа нашего Иисуса Христа на Кресте, является организация «Свидетели Иеговы». Руководство «Общества сторожевой башни» ссылается на следующие тексты Священного Писания: «Бог отцов наших воскресил Иисуса, которого вы умертвили, повесив на древе» (Деян. 5:30); «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою, – ибо написано: "проклят всяк, висящий на древе"» (Гал. 3:13). Из приведенных библейских стихов мы, однако, можем сделать только тот вывод, что крест, на котором совершалась казнь через распятие, был изготовлен из дерева.

Описания такого рода казни, как распятие, встречаются уже у античных авторов. Историк Полибий, повествуя о восстании наемников в Карфагене, упоминает также и о том, что их начальник Спендий был распят именно на кресте124. У римлян распятие на кресте было общепринятой смертной казнью для совершивших самые тяжкие преступления, не имевших гражданства, как то: разбойников, мятежников и т. п. Распятие, как говорит Цицерон, было самой жестокой и ужасной из всех казней125. О том, что оно происходило именно на кресте, упомянуто также у Лукана126.

Слово «stauros» имело несколько значений: кол как орудие пытки или казни, особенно для рабов, на который сажали преступника или к которому пригвождали его; и крест127. Руководитель «Свидетелей Иеговы» Рутерфорд посчитал возможным не принимать во внимание последнее значение этого слова. Подобный подход приводит к возникновению значительных ошибок в понимании Священного Писания. Можно заметить, что глагол «stauron», также встречающийся в различных формах в Новом Завете (например, Мк. 15:27 и др.), имеет два значения: вбивать колья, укреплять частокол и распинать на кресте128. Поэтому признание креста столбом, то есть колом, должно было бы привести «Свидетелей Иеговы» к мысли, что распятие в Новом Завете – это забивание кольев. Но подобный вывод очевидно абсурден, поэтому и «stauros» означает в Священном Писании не столб, а крест.

Из Евангелия нам известно, что Господь Иисус, «неся крест Свой... вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа...» (Ин.19:17). Многие историки свидетельствует, что осужденные сами несли перекладины крестов, на которых их распинали, поэтому нет никакого противоречия свидетельства евангелиста Иоанна с описанием страстей Господних в Синоптических Евангелиях. Святой евангелист Матфей говорит: «Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его» (Мф. 27:32; Мк. 15:21; Лк. 23:26). Во всех Евангелиях говорится, что орудие казни именно крест. Противоречие возникает в случае принятия мнения «Общества Сторожевой башни».

На картинках, помещенных в изданиях «Свидетелей Иеговы», часто изображена фигура, прибитая к столбу, причем нарисовано, что поднятые над головой руки пронзены одним гвоздем129. Версия распятия описывается следующим образом: «Его руки положили одну на другую и удерживали до тех пор, пока острие не вонзилось и, проткнув плоть, не угнездилось в дереве. Кровь едва успела окрасить его руки красным, как другой гвоздь был вбит в его ноги. Затем столб подняли, пока, наконец, его тело всем своим весом не повисло на этих двух гвоздях»130. Для понимания недостоверности подобных описаний можно вспомнить слова апостола Фомы: «...если не увижу на руках Его ран от гвоздей...» (Ин. 20:25). Слово «гвоздь», стоит в приведенном месте Евангелия во множественном числе. Таким образом, в каждую руку Спасителя было забито по одному гвоздю.

Из Евангелия от Матфея мы знаем, что во время распятия Христа «...поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус. Царь Иудейский» (Мф. 27:37). Если бы Господь был распят таким образом, как изображается в изданиях «Общества сторожевой башни», то апостолу пришлось бы написать: «над руками Его».

Вид орудия казни Господа в раннехристианской Церкви не вызывал никакого сомнения. Описание формы креста как орудия казни дошло до нашего времени в трудах раннехристианских писателей и учителей Церкви. К 70-100 гг. по Р.Х. относится Послание, приписываемое апостолу Варнаве, в девятой главе которого упоминается «крест в образе буквы Т»131. В первой половине II в. по Р.Х. св. Иустин Философ оставил нам следующее описание: «Ибо здесь оно дерево прямое, которого самая верхняя часть возвышается наподобие рога, когда к нему поперек прилагается другое дерево»132. Ко второй половине II века относится текст священномученика Иринея Лионского: «И самый вид креста имеет пять концов, два по длине, два по ширине, и один по середине, на котором опирается пригвожденный»133. Еще более определенно говорит Тертуллиан (150-222 гг.): «...нам вменяется в вину цельный крест, то есть с перекладиной и выступом для сидения»134. Таким образом, и Писание, и история в один голос говорят, что страдания Христос претерпел именно на кресте.

«Свидетели Иеговы» не только отрицают крест Христов, они также считают, что Его смерть купила для людей только земную жизнь и земные благословения, потерянные из-за согрешения Адама (Studies In The Scriptures 5, 145). На самом же деле крестной смертью Спасителя было содеяно спасение человека, прощение грехов, избавление от ада, введение в жизнь райскую. Тем самым земное событие имело вечное значение (Еф. 1:3-14).

«Общество сторожевой башни» учит, что Христос воскрес из гроба как дух, затем на некоторое время «материализовался в другое тело»135, в котором являлся ученикам для того, чтобы они уверовали. В книгах второго по времени руководителя иеговистов «судьи» Рутерфорда говорится: «После Своего воскресения Он не принял опять человеческой жизни, но был воскрешен духовным созданием... Он не являлся в теле, которое было распято...»136. Причем учение это восходит к создателю секты – Расселу, писавшему: «Его тело разложилось на газы или... сохраняется где-то как грандиозный мемориал Божьей любви»137.

Обосновываются подобные утверждения словами апостола Петра о Христе, о Котором сказано, что Он «...быв умерщвлен по плоти, но ожив духом...» (1 Пет. 3:18). То, что апостол Петр имеет в виду не призрачное, духовное воскресение, а таинственное участие Духа Святого – Третьего Лица Пресвятой Троицы – в Воскресении Христовом, ясно из слов апостола Павла: «Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас» (Рим. 8:11). Поэтому в третий день Христос воскрес в том же самом Теле, в котором Он и страдал. Свидетельствует о том же и Евангелие. Сомневавшемуся апостолу Фоме Воскресший Христос показал Свои раны. «Потом говорит Фоме: подай перст свой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои...» (Ин. 20:27). Христос упрекал собравшихся апостолов в неверии в Его Воскресение в том же теле: «Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И сказав это, показал им руки и ноги. Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И взяв, ел перед ними» (Лк. 24:37 – 43). То, что воскресшее тело Спасителя способно было к проникновению в закрытые помещения, являет свойства, которыми по всей видимости будут обладать все вообще человеческие тела после всеобщего Воскресения.

Христос задолго до Своих крестных страданий предсказывал, что воскреснет телесно: «Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. ...А Он говорил о храме тела Своего» (Ин. 2:19, 21). Совершенно очевидно, что Его тело было тем же самым. Оно не могло быть разрушено тлением или разложиться на газы: «...Тот, Которого Бог воскресил, не увидел тления» (Деян. 13:37). А предсказано это было еще пророком Давидом (Пс.15:8 – 11), слова которого и привел апостол Петр в день Пятидесятницы: «ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления... Он и прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления. Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели» (Деян. 2:27, 31–32). Итак, Священное Писание свидетельствует, что воскрес Господь в том же теле, в котором и пострадал, и умер, и явится в Своем Втором славном Пришествии.