Alexander Dvorkin

«Свидетели Иеговы» учат о невидимом присутствии Христа на земле начиная с 1914 года. С тех пор Он, будто бы, посредством «верного раба» – Руководящей корпорации – управляет «Обществом сторожевой башни». Интересно, что вплоть до 20-х гг., в течение почти пятидесяти лет, «Обществом Сторожевой башни», выступая в роли пророка, относило невидимое возвращение Господа на землю к 1874 году138.

Для оправдания этой небиблейской доктрины иеговисты неверно переводят как «присутствие» греческое слово «parousia» в Мф. 24:3, всегда понимавшееся как «пришествие». Священное Писание содержит яснейшие указания о видимом Втором Пришествии Господа: «ибо, как молния исходит от востока и бывает видна даже до запада, так будет пришествие (parousia) Сына Человеческого... и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою...» (Мф. 24:27, 30). В Новом Завете это слово употребляется и в других местах. Например, святой апостол Павел пишет: «Я рад прибытию (parousia) Стефана...» (1 Кор. 16:17). Слово «parousia» явно означает здесь именно прибытие Стефана, который был в другом месте и пришел к святому апостолу Павлу, а не незримо присутствовал с ним в духе. Парусия Господа нашего Иисуса Христа будет совершенно явной.

Во время Вознесения Христа с телом ангелы возвестили ученикам, что «Иисус... придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1:11). Как же воспринимается это место «Свидетелями Иеговы»? По их мнению, «...Иисус придет таким же образом, а не в том же теле. А каким образом оставил Иисус Землю? Тихо, не привлекая всеобщего внимания»139. Насколько «тихим» будет Второе Пришествие, мы можем узнать из беседы Господа с учениками на Елеонской горе. Он предупредил, что «...солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются...» (Мф. 24:29). «Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою. И пошлет ангелов своих с трубою громогласною» (Мф. 24:30 – 31); «...и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные...» (Откр. 1:7) – это место истолковывается иеговистами, вопреки очевидности, следующим образом: «Здесь Бог "разумеет" слово "узрит" не буквально, а в смысле "распознания" или "понимания"».

Руководство «Общества сторожевой башни», отрицая телесное Воскресение, Вознесение и Второе Пришествие Христа, делает это с целью присвоить себе Его власть. Искажение смысла Священного Писания также служит этой цели. Ложные теории сектантов о невидимом пришествии и воскресении в духовном теле оказываются, таким образом, глубоко связанными между собой. Но «...если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15:14).

«Свидетели Иеговы» утверждают, что душа перестает существовать, когда человек умирает («Свидетели Иеговы в двадцатом веке». 1994. С.13), и что учение о бессмертии души исходит от сатаны (Let God Be True. 2-th ed. Р. 74-75).

Незадолго перед страданиями Спасителя саддукеи, отрицавшие бессмертие души и всякое загробное воздаяние, пытались искусить Его, но услышали в ответ, что существование человека не кончается смертью, потому что «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20:38).

«Свидетели Иеговы» исходят из предположения, что душа имеет природу не духовную, а телесную. Библейский язык во многом аллегоричен, и, не принимая в расчет эти свойства языка, «Свидетели Иеговы» искажают истины Священного Писания. В учении «Общества сторожевой башни» доказывается, что раз в Священном Писании есть места, где говорится о том, что душа хочет есть (Чис. 11:6), что ее можно искать, уловить (1 Цар. 24:12), что она умирает (Иов. 7:15) и т.д., то, следовательно, она смертна. Пользуясь подобной «логикой», можно доказать все, что угодно. Например, можно предположить, что чрево является Богом на основании слов апостола: «...их бог – чрево» (Флп. 3:19). Понятно, что все подобные умозаключения некорректны.

Приведем свидетельства Священного Писания о жизни души после смерти тела.

В Ветхом Завете смерть понималась не как совершенное уничтожение, но совлечение тела с души и снисхождение души в преисподнюю. То, что сознательное существование продолжалось и там, видно из пророчества Исаии, в котором ад представлялся наполненным живыми существами, все сознающими и все понимающими душами: «Ад преисподний пришел в движение ради тебя, чтобы встретить тебя при входе твоем; пробудил для тебя Рефаимов, всех вождей земли; поднял всех царей языческих с престолов их. Все они будут говорить тебе: и ты сделался бессильным, как мы! и ты стал подобен нам!» (Ис. 14:9–10), – обращается пророк к царю Вавилона.

Вера в бессмертие души возникла гораздо раньше времени, в которое жили пророк Исаия и царь Езекия. Эта вера была, пожалуй, общей для всех древних народов.

Первый еврейский царь Саул не сомневался в том, что душа человеческая не умирает после смерти, но находится в местах преисподних. Его уверенность в этом была настолько велика, что во время бедствия, постигшего его народ, он, в нарушение Закона, велел вызвать душу пророка Самуила, правда, ответ получил неблагоприятный: «И сказал Самуил Саулу: для чего ты тревожишь меня, чтобы я вышел?...завтра ты и сыны твои будете со мною, и стан Израильский предаст Господь в руки Филистимлян» (1 Цар. 28:15,19).