Alexander Dvorkin

В результате Страшного Суда «И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая» (Откр. 20:14). «Свидетели Иеговы», разумеется, считают «озеро огненное» лишь символом полного уничтожения, так как смерть и ад бросить туда в буквальном смысле им не представляется возможным. Если, по учению «Общества сторожевой башни», ада не существует вообще, становится непонятно, как уничтожается то, чего нет. Кроме того, согласно Откровению (20:10), в этом же озере будут мучиться дьявол, зверь и лжепророк «...день и ночь во веки веков». Если огненное озеро это символ уничтожения, то почему в Откровении написано, что они будут вечно мучиться, а не уничтожатся. Тем более, что в Новом Завете стоит слово, означающее по-гречески только мучение, пытку, испытание, но отнюдь не прекращение существования (например, Мк. 5:7; Лк. 8:28 и др.). Эта пытка будет заключаться, главным образом, в вечном удалении от Источника жизни, в жажде души, по естеству стремящейся к Богу и не могущей утолить эту жажду.

Итак, учение «Общества сторожевой башни», в котором отвергается существование ада и вечность мучений грешников, не основывается на Священном Писании. Оно является следствием неверного понимания природы человеческой души. Успех распространению таких мнений обеспечивается, в первую очередь, обращением к нравственным, гуманистическим убеждениям людей, мало знакомых с православным учением. Главным аргументом «Свидетелей Иеговы» служит уже упоминавшийся вопрос: «Стал бы действительно любящий Бог мучить людей?»149. Ответить на него можно, сославшись на одно из свойств воли Божией – на Его бесконечное правосудие. Стоит также отметить, что если «Общество сторожевой башни» подчеркивает факт уничтожения грешников лично Иеговой150, то Церковь всегда учила, что ад, в котором окажутся грешники, был I уготован Богом не им, но «...дьяволу и ангелам его...» (Мф.25:41).

* * *

Мы видим, что по всем основным вопросам – о Боге, о человеке и о спасении – учение «Свидетелей Иеговы» находится в противоречии со Священным Писанием. К ним вполне приложимы слова Господа и Бога нашего Иисуса Христа, «заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией» (Мф. 22:29).

Приложение подготовлено диаконом Михаилом Плотниковым на основе кандидатской диссертации по богословию диакона Димитрия Евменова «История создания и учение "Общества Сторожевой башни" »151 с использованием материалов сайта "Полемика со Свидетелями Иеговы"

(http: //www.synergia.itn.ru/iegova/)

Приложение 4.

Рай на земле или коммунистическая утопия?

Отрывок из доклада «Языческий материализм как основа учения "Свидетелей Иеговы"», прочитанного А.Л. Дворкиным на ежегодной Богословской конференции Православного св.-Тихоновского богословского института 23 января 2002 г.

Рассмотрим поподробнее представление «Свидетелей Иеговы» о новой жизни после конца света. До недавнего времени в российском Интернете существовал сайт под названием «Свидетели Иеговы приглашаются...» (http://www.jw.by.ru). Сайт назывался неофициальным и даже был снабжен гостевой книгой, хотя тут же предупреждалось, что никакая критика « Свидетелей Иеговы» в ней недопустима и будет немедленно удаляться. Книга предназначалась исключительно для обмена опытом между иеговистскими проповедниками. Материалы, размещаемые на сайте, безусловно, строго отбирались. Но, вместе с тем, он был чуть-чуть поживее, чем мертвенно-скучный официальный сайт секты152. На этом «неофициальном» сайте был даже раздел юмора, который, впрочем, требует отдельного анализа. Скажем лишь, что юмор членов тоталитарных сект, да еще официально разрешенный, – весьма характерное и любопытное явление.