«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Услышав эти и многие другие наставления от преподобно­го, но не придя в чувство, брат через некоторое время оста­вил общежитие, потому что не хотел подчиняться и отсекать свою волю. Он пришел в пустыню и поселился в небольшом молитвенном доме, как будто бы для работы по Богу. Спустя еще некоторое время он подружился с разбойниками и, став предводителем, совершил убийство. Вот таким именно образом бесы платят тем, кто творит свою волю.

Однажды, когда я как-то раз был у преподобного, между игуменом и братией возникло некое раздражение, так что все стали громко кричать. Подозвав их, преподобный сказал игумену: "Так-то ты учишь своих чад? Отец потому называется отцом, что оберегает своих детей. Тот же, кто поступает наоборот, должен и называться по-другому. Если ты приобретешь все добродетели, но будешь пренебрегать душами тех, кто дан тебе от Бога, то не будет тебе никакой пользы от твоих добродетелей, но будешь осужден за пре­небрежение, с которым ты относишься к братии. Не будь су­ровым в прещениях (угрозах), потому что ни строгое порицание, ни совершенная безнаказанность не приносят пользы. Не будь скор на обличения и не делай этого со страстью, ибо это есть бесстыдство. Не суди строго братьев в малых прегрешениях, а согрешивших отечески исправляй, как говорит апостол: «Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, ду­ховные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным» (Гал. 6: 1). Понуждай бесчинных не нарушать подобающий порядок и определенные законы". Игумен же отвечал:

- Я грешник, «грешнику же говорит Бог: "что ты пропо­ведуешь уставы Мои и берешь завет Мой в уста твои?"» (Пс. 49:16) Для того Бог и дал нам тебя, чтобы ты нас направлял, потому что если бы не было тебя, то я бы точно не смог со­здать сей малый монастырь. Согласно воле Божией и твоей святости, веди нас, потому что знаешь, что мы слушаемся твоих слов.

- Брат, ты сказал, что ты грешник, однако в делах своих ты себя таковым не считаешь. Тот, кто считает себя грешни­ком и виновным в грехах, ни с кем не спорит, не борется, не гневается ни на кого, но почитает всех лучшими и мудрейшими себя. Если же помыслы смеются над тобой, как же ты можешь считать себя грешником? Как они могут подвигать сердце твое против тех, кто лучше тебя? Внимай себе, брат ибо то, что ты говоришь - неправда. Мы еще не достигли той меры, чтобы считать себя грешниками. Если бы ты бы грешником, как бы ты стал обвинять своего брата? Ты говоришь, что из-за него у тебя скорбь, но разве ты не знаешь, что каждый искушается от своей собственной совести, и именно она вызывает скорбь? Оставь свои оправдания, а если что и кажешь, не говори: "хорошо я сказал". Если что придума­ешь, не говори: "как хорошо я придумал". Хорошо-то хоро­шо но где оно, это хорошо? Надо думать над тем, чтобы ни­кого не опечалить ни словом, ни делом, а Бог нам поможет в этом. Как наши братья, которые служат ради Бога, так и мы должны носить «бремена друг друга», чтобы исполнить «закон Христов» (Гал. 6: 2). Когда кто-то смущается, скорбит и гне­вается на брата своего по якобы благовидной и душеполез­ной причине, уже понятно, что это не от Бога. Все, что от Бо­га, несет мир и приводит человека в смирение и осуждение самого себя, а не брата, возбуждая против него гнев.

Это и многое другое преподобный говорил игумену, а за­тем обратился к братьям и сказал: "Монах, который имеет послушание, подражает Иисусу Христу, а тот, кто подчиня­ется, подражает Ангелам. Тот же, кто прекословит и про­тивится, делает себя чуждым Иисусу, и становится другом диавола. Прошу вас, дети мои, стяжите беспрекословное послушание, ибо послушание - матерь вечной жизни, как преслушание - матерь погибели. Пусть никто из вас не бу­дет пустословом, или болтуном, или клеветником, или ру­гателем, или ропотником, потому что все это и подобное этому - плоды диавола. Если вы хотите нравиться Богу, то должны отсечь всякое своеволие и подчиниться поставлен­ному над вами от Бога начальнику как Самому Христу. И да не будет среди вас Иуды, но будьте как апостолы, что под­чинялись Христу. Те же, кто противятся, навлекут на себя великое осуждение. Не осуждайте друг друга и тем паче ва­шего духовного отца, потому что тот, кто осуждает, пойдет в погибель. Возлюбите старца как своего отца, но и бойтесь, как имеющего над вами власть. Вы не должны от большой любви относиться к нему без внимания или бояться его, как и от большого страха не любить его. Кто истинный ученик, тот любит своего старца и слушается его до смерти, назидается во всем, что бы ни делал, не дерзая рассуждать о том, что делает, не задавая вопросов, почему и зачем. Если вы так спрашиваете, то тогда вы не ученики, но судьи своему старцу. Все зло происходит от проклятой собственной воли. Не заблуждайтесь, братия, творя свою волю ибо своя воля никогда не доводит до добра. Когда же вы оставляете свою волю Богу, тогда Бог творит так, как хочет". Эти­ми и прочими советами игумену и братии, преподобный с Божией помощью, привел их к согласию и примирил.

В другой раз, когда я беседовал с преподобным, к нему при­шел некий брат из общежительного монастыря и сказал:

- Отче, я слышал от врача, что смоквы полезно есть с утра и потому ем их.

- Горе тому врачу, который подвиг тебя на это, и вряд ли ты получишь пользу. Если ты не победишь свое чрево, брат, то для чего ты тогда занимаешь место (ср. Лк.13:7) и рас­слабляешь подвижников? Разве ты не слышал, что запове­дует святитель Василий Великий монахам: из двадцати че­тырех часов в сутки они должны на еду тратить один час, а в остальное время заниматься умным деланием. Ибо то, что даешь телу, сразу теряешь, а то, что дашь душе, будешь иметь всегда. Итак, без телесной необходимости не ешь, и не пей, и пусть эта заповедь тебе не покажется тяжелой, ведь на самом деле это не так. Оставь свою волю, и твори волю предстоятеля. Отсеки пристрастие и привяжи себя к любви Божией - истинному врачу душ и телес. Кто следует своему собственному врачу, не только будет порабощен чревоугоди­ем и будет есть как свинья, с утра до утра, но вместе с чрево­угодием впадет и во все нечистые страсти.

Затем, так как была пятница, преподобный спросил монаха:

- А сегодня, что вы ели?

- Сегодня мы ели "святую" похлебку.

- А что это за "святая" похлебка?

- Лук и прочие овощи с ароматами кладут в воду, это называется "святой" похлебкой.

Тогда, застанав, преподобный произнес: