«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

- Горе нам, любящим плоть! Ибо ради любви к телу мы становимся врагами Богу.

Улыбнувшись, преподобный произнес:

- Когда бес сделал так, что я немного усладился, он долго смеялся надо мной и явился в образе упитанной свиньи. Однако сейчас проклятый был постыжен и горько воздыхает, будучи обожжен более меня. Вместе с тем он снова устрашает меня, скрежеща зубами, как высохший и слабый вепрь. Но теперь я смеюсь над ним, и радуюсь, и говорю, что Христос мой разозлил тебя сейчас, и снова да будет воля Его.

- Ты хорошо говоришь, отче, что смеешься над ним и радуешься, Потому что тот, кто побеждает страсти, в бе­шенстве на него нападающие, радуясь победе от радости забывает боль.

В другой раз, когда я снова пришел к божественному Ки­риллу, то увидел, как он, оперевшись на локоть, собирает траву. Собрав охапку, он постучал посохом и пришел ученик, которому преподобный сказал:

- Господин мой, возьми эту траву и отдай какому-нибудь животному (преподобный привык так поступать иногда).

- Я удивляюсь, что ты милуешь бессловесных животных, а к себе немилостив. Разве ты не испытываешь телесных страданий?

- Сотвори так, и будешь назван праведником, как говорит Священное Писание: "Блажен, иже и скоты милует".

Однажды случился сильный голод, от которого погиб­ло множество людей. А преподобный половину хлеба, что получал в монастыре, отдавал иногда сироте, иногда кому другому, и многих таким образом спас от голода и смерти, говоря:

- Если у тебя всего один хлеб, и пришел к тебе нищий просить милостыню, возьми хлеб тот в руки и, взглянув на небо, произнеси: "Господи, Ты видишь, что у меня только один хлеб, и я погибаю от голода, но исполнить Твою запо­ведь я почитаю более важным, чем сохранить свою жизнь. Поэтому, как я отдаю этот хлеб голодному брату моему, так Ты дай мне. Я знаю Твою благость и уповаю на Твою силу, ибо Ты не замедлишь в благодати Своей, но щедро раздаешь дары Свои». Если ты так поступишь с хлебом, который даешь от скудости своей, то он станет для тебя как семя, порождающее обильные плоды.

Многие из сирот считали преподобного своим кормильцем, и один из них мне рассказал, что однажды, когда они пришли к нему за милостыней, то нашли его плачущим и биющим себя по лицу руками, при этом преподобный приговаривал: "Горе мне, горе! Я, который враг Богу, ем каждый день, а чада Божий едят раз в два дня". После этого расска­за я сказал: «Святой Исаак говорит: "Того считай человеком Божиим, который от многого милосердия к другим отдает им то, что необходимо ему самому чтобы выжить, и по про­изволению умерщвляет самого себя, отдавая большее пред­почтение нужде брата, нежели своей. Таковой имеет Христа Который заботится о нем». Тот, кто обнищал ради Христа, находит себе сокровище неистощимое. Хотя Бог не испыты­вает нужды ни в ком, Он радуется, когда кто-либо дает по­кой Его образу - человеку, и оказывает ему честь ради Него. Емуже слава во веки".

У преподобного был обычай, когда он хотел вкусить пи­щи, обращаться с приветствием к Пресвятой Богородице и Честному Кресту такими словами: "Радуйся, Кресте Хри­ста моего, скипетр Царя царствующих. Радуйся, Кресте, освятивший концы вселенной. Радуйся, Кресте, Серафимов и Херувимов Честнейший, потому что не на них был растя­нут обнаженным мой Господь во время страданий, а на тебе. Радуйся, радуйся, радуйся, потому что восприявший тебя на свои плечи и с искренним сердцем верующий в твою си­лу не будет ступать во тьме, но будет иметь свет жизни". А к Богородице он обращался так: "Радуйся, похвала моя, на­дежда моя, прибежище мое, сила моя, крепкая башня моя, защищающая врагов, обитать буду под кровом Твоим, ибо у Тебя «не... забыт будет нищий» (Пс. 9:19), и Ты - пение мое всегда! Как страшна Ты врагам, Ты, державная моя помощь, исполни уста мои хваления, яко да воспою славу Твою во все немногие дни жизни моей, яко препрославлено есть пресвятое имя у Отца, Сына и Святаго Духа".

Произнося эти слова, он оставлял пищу, и все продолжал приветствовать и славословить Богородицу. Если же сердце его разогревалось еще больше, он тотчас же вставал, делал множество поклонов и долго прославлял Бога. Иногда он взывал долго, потому что не мог более удерживать себя, прославляя пресвятое имя Божие, ибо Дух Божий, живущий в нем, не давал ему молчать. Когда преподобный заканчивал словословие, то иногда садился и вкушал свои хлеб, а иногда забывал о еде от гласа воздыханий своих и довольствовался лишь духовной пищей. И лицо его в тот момент было как лицо Ангела. Преподобный избегал знакомства с людьми, а особенно с архонтами и князьями. Насколько он был велик, настолько и смирял себя, однако Бог, дающий благодать смиренным, так прославил его, что привел к нему и царей.

Благочестивый царь Алексий, любивший монахов, при­шел однажды к некоему монаху, который был близким дру­гом преподобного. В беседе с царем инок случайно вспомнил слова преподобного, и тогда царь спросил: