«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

- А кто этот авва Кирилл, о котором ты говоришь, и поче­му я не знаю его?

И отвечал монах:

- Кто я такой, несмысленный, чтобы говорить тебе о нем. Очи более надежны ушей. Что касается меня, то я верую, и Бог мне свидетель, что Кирилл - истинный Его раб.

Выслушав монаха, царь весьма обрадовался и немедля послал к преподобному своего шурина Михаила Августа, который тоже отличался любовью к монахам и был богобо­язнен. В монастырь, где подвизался преподобный, Михаил пришел поздним вечером. На его стук вратарник открыл двери и тотчас же, взяв за руку, повел за собой, чтобы никто из братии не слышал, что пришел сановник, и не смутился. Придя к келье святого, Михаил постучал в дверь и сказал:

- Благослови, отче.

- Да не благословит тебя Бог.

Тот снова постучал и сказал:

- Благослови, отче.

- Я сказал тебе, да не благословит тебя Бог.

Затем Михаил постучал в третий раз:

- Открой, отче.

- Да не будет того, чтобы ты был мне сыном, проклятый. Ступай к своему отцу сатане.

- Авва, я человек, а не бес, и пришел к тебе за благословением.

- Я хорошо знаю, кто ты, и удивляюсь твоему бесстыдству, ибо несмотря на мои проклятия, ты продолжаешь лаять.

- Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. Ав­ва, я - Михаил Август.

Услышав эти слова, Кирилл немедленно встал и открыл дверь. Сотворив молитву, преподобный произнес:

- Если ты человек, перекрестись и сотвори молитву.

Когда тот все сделал, святой поприветствовал его и, после того как они сели, спросил:

- Кто ты и зачем пришел сюда к человеку-грешнику, кото­рый не имеет никакого духовного делания, но поступает по своей воле, чуждой Богу?

- Если бы и я, авва, мог иметь такое же делание, как и ты, и "чуждую" Богу волю, и не был бы знатного рода и не имел бы власти, званий и прочей суеты мира сего.

- Я не достоин неба и земли, а тебе да даст Господь по сердцу твоему, и по вере твоей да будет тебе. Если хочешь спастись, позаботься всегда о вечной славе, потому что слава мира сего - ложна, и многих сбила с толку. Поскольку ты че­ловек, вспоминай общее несчастье всех людей, что нет ниче­го надежного в роде человеческом, никто из людей не живет той жизнью, какой хочет, и потщись всегда помнить о конце своем. Поистине знатен тот, кто презирает наслаждение, бо­гатство, славу, жизнь и любит противоположное этому: боль, нищету, бесславие и смерть. Тот поистине богат, кто имеет много друзей - святых Ангелов и всех святых, и тот поистине нищий, кто оставляет друга - своего Ангела Хранителя. Самое величайшее звание не то, при котором имеешь много почестей, но - быть достойным почестей. А архонт и властитель тот, кто властвует над самим собой и подчиняет разуму душу и тело. Если же над архонтом возобладает какая-либо страсть, то он не сможет выносить правый суд. Знай же, что не должен властвовать над другими тот, кто хуже своих подданных. А ты, если хочешь быть другом Божиим, не побеждайся дарами, дружбой, враждой или чем другим, когда выносишь суд, который есть суд Божий, но суди правильно и по законам. Потому и говорит Давид, что зело честни быша друзи твои, Боже. Благочестивый не тот, кто милует многих, но тот, кто никого не обижает, а тот, кто не наказывает злых, несправедлив к добрым. Те, кто наказывают чинящих наси­лие, не дают другим поступать несправедливо. Ты же будь судьей тем, кто чинит насилие над другими. К тем же, кто чинит насилие тебе, будь сострадателен. У первых ты при­обретешь имя, как соблюдающий законы, а вторым явишь свое человеколюбие и сострадание. Сегодня же мы видим, что происходит все наоборот. Если ты хочешь иметь ту, "чуж­дую" волю, о которой я говорил вначале, и если захочет Бог, то сделает тебя монахом - для Него нет ничего невозможно­го. А сейчас работай Богу со страхом, по силе своей, которую всегда понуждай творить добро. Если это увидит мой Хри­стос, то придет к тебе, как к Закхею, и скажет: «сойди скорее» (Лк. 19: 5), и так ты оставишь смоковницу и последуешь за Ним. Если же, к твоей большой радости, Он остановится в твоем доме, тогда отдашь нищим половину своих имений, а если кого обидел, воздашь вчетверо. Тогда и ты услышишь: «ныне пришло спасение дому сему» (Лк. 19: 9) и сможешь воз­ненавидеть сей мир.