«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Ненавидя же это злое в нас самомнение, Бог ничего, напротив, так не любит и так не желает видеть в нас, как искреннее сознание своей ничтожности и полное убеждение и чувство, что всякое в нас добро, в нашем естестве и нашей жизни, происходит от Него единого как источника всякого блага и что от нас не может произойти ничего истинно доброго: ни помысл добрый, ни доброе дело. Почему Сам же Он и печется промыслительно насадить этот небесный росток в сердцах возлюбленных другое Своих, возбуждая в них неценение себя и утверждая ненадеяние на себя, иногда чрез благодатное воздействие и внутреннее озарение, иногда внешними ударами и скорбями, иногда нечаянными и почти непреодолимыми искушениями, а иногда и другими способами, для нас не всегда понятными.

При всем том, однако ж, хотя это нечаяние от себя ничего доброго и ненадеяние на себя есть Божие в нас дело, мы и со своей стороны должны делать всякие усилия для стяжания такого расположения, делать все, что можем и что в нашей власти. И я, брате мой, намечаю тебе здесь четыре делания, в силу которых ты, с Божиею помощию, можешь улучить наконец неверие себе или то, чтоб никогда ни в чем на себя не надеяться.

а) Познай свое ничтожество и постоянно содержи в мысли, что ты сам собою не можешь делать никакого добра, за которое оказался бы достойным Царствия Небесного. Слушай, что говорят богомудрые отцы: Петр Дамаскин уверяет, что «ничего нет лучше, как познать свою немощность и неведение, и ничего нет хуже, как не сознавать этого» (греч. «Добротолюбие», с. 611). Св. Максим Исповедник учит, что «основание всякой добродетели есть познание человеческой немощности» (греч. «Добротолюбие», с. 403). Св. Иоанн Златоуст утверждает, что «тот только и знает себя наилучшим образом, кто думает о себе, что он ничто».

б) Ищи помощи в сем у Бога в теплых и смиренных молитвах, ибо это Его есть дар. И если ты желаешь получить его, то тебе надлежит прежде водворить в себе убеждение, что ты не только не имеешь такого о себе сознания, но что и стяжать его совсем не можешь сам собой; затем, дерзновенно предстоя пред величием Бога и твердо веруя, что по безмерному Своему благоутробию, Он всеконечно дарует тебе такое себя познание, когда и как знает, не допускай уже отнюдь ни малейшего сомнения, что ты действительно получишь его.

в) Привыкай всегда опасаться за себя и бояться бесчисленных врагов своих, которым не можешь ты противостоять и малое время; бойся долгого их навыка вести с нами брань, их вселукавства и засад, их преображения в ангелов света, их бесчисленных козней и сетей, которые тайно расставляют они на пути твоей добродетельной жизни.

г) Если впадешь в какое-либо прегрешение, как можно живее обращайся к узрению немощности своей и сознанию ее. На тот конец Бог и попустил тебя пасть, чтобы ты лучше познал слабость свою и таким образом не только сам научился презирать себя самого, но возжелал быть презираемым и от других по причине толикой слабости своей. Ведай, что без такого желания невозможно возродиться в тебе и укорениться благодетельному неверию себе, в котором основание и начало истинного смирения и которое само имеет основу в сказанном опытном познании своего бессилия и своей ненадежности.

Из сего всякий видит, сколь необходимо для желающего стать причастником Света Небесного познать самого себя и как к таковому познанию благость Божия гордых и самонадеянных обычно приводит посредством их падений, праведно попуская им впасть в то самое прегрешение, от которого предохранить себя они сами себя считают довольно сильными, да познают немощность свою и да не дерзают более полагаться на себя как в этом, так и во всем другом.

However, God does not always use this means, although very effective, but not safe, but when all other means, easier and freer, which we have mentioned, do not lead a person to self-knowledge. Then He finally allows a person to fall into sins, great or small, judging by the greatness or smallness of his pride, self-conceit and presumption, so that where there is no such self-conceit and presumption, there are no intelligible falls. Why, when it happens to you to fall, hasten with your thoughts to humble self-knowledge and a humiliated opinion and feeling about yourself, and with tiresome prayer seek from God the gift of true light for you to know your insignificance and to strengthen your heart in distrust in yourself, so that you do not fall again into the same or even more grievous and ruinous sin.

I will add to this that not only when someone falls into any sin, but also when he falls into some misfortune, calamity and sorrow, especially a bodily illness, which is not easy and long-lasting, he must understand that this is what he suffers so that he may come to self-knowledge, namely to the consciousness of his weakness, and humble himself. In this case and for this purpose, God permits that all kinds of temptations come upon us from the devil, from people, and from our damaged nature. And St. Paul, seeing this goal in the temptations to which he was subjected in Asia, said: "We have in ourselves the condemnation of death, that we may not trust in ourselves, but in God, Who raises up the dead" (2 Corinthians 1:9).

And I will add more: whoever wants to know his weakness from his very real life, let him, I do not say many days, but at least one day observe his thoughts, words and deeds – what he thought, what he said and did. Undoubtedly, he will find that most of his thoughts, words, and deeds were sinful, wrong, unreasonable, and bad. Such an experience will make him realise how disordered and feeble he is; and from such a notion, if he sincerely wishes himself well, he will lead to the feeling of how absurd it is to expect any good from oneself alone and to rely on oneself.

CHAPTER THREE.

On Hope in the One God and Confidence in HimAlthough in our invisible battle it is so necessary, as we have said, not to rely on ourselves, for all this, if we only lay aside all hope in ourselves and despair in ourselves, finding no other support, then we will either immediately flee from the battlefield, or we will be completely defeated and taken captive by our enemies. Why, along with the complete renunciation of ourselves, it is necessary for us to plant in our hearts complete hope in God and complete confidence in Him, i.e. it is necessary to feel with a full heart that we have absolutely no one to rely on but in Him alone, and from no one else but Him alone can we expect every good, every help and victory. For as of ourselves, who are nothing, we expect nothing but stumbling and falling, because of which we lay aside all hope in ourselves; so, on the contrary, we will receive every victory from God, as soon as we arm our hearts with living hope in Him and full confidence in receiving help from Him, according to the following Psalm testimony: "In Him my heart trusted, and He helped me" (Psalm 27:7).

The following thoughts will help us to be confirmed in such a hope and to receive all help for it:

a) That we seek help from God, Who, as the Almighty, can do whatever He wills, and therefore can help us.