Archpriest Gregory Dyachenko

6. On the Consequences of the Fall of Our Forefathers as Depicted by the Holy Fathers and Teachers of the Church

      1-е следствие: потеря благодати Божией.

      Об этом блаженный Августин так говорит: "Как только совершилось нарушение заповеди, тотчас оставила праотцов благодать Божия, и они устыдились наготы тел своих" (De civit. Dei XIII, 13).

      2-е следствие: болезни, скорби, изнеможение.

      Повредивши все силы души, грех прародителей, как действие противоестественное, неизбежно произвел подобное же расстройство и в их теле, внес в него семена всякого рода болезней, усталости в трудах, расслабления и страданий. Все это признавали за следствие прародительского греха и учители Церкви, например: а) Феофил Антохийский: "Из греха, как будто из источника, излились на человека болезни, скорби, страдания" (Theophil. ad Autol. II, 25); б) Ириней: "В осуждение за грех муж приял печали и земный труд, и то, чтобы вкушать хлеб в поте лица своего...; равно и жена прияла печали и труды, и воздыхания, и болезни рождения..." (Adv. haeres. III, 35; V, 23).

      3-е следствие: смерть телесная.

      Василий Великий так учит об этом: "Адам, как согрешил по причине худого произволения, так умер по причине греха: оброцы бо греха, смерть (Рим. VI, 23); в какой мере удалился от жизни, в такой приблизился к смерти: потому что Бог - жизнь, а лишение жизни - смерть; поэтому Адам сам-себе уготовал смерть через удаление от Бога, по-написанному: удаляющие себя от Тебя погибнут" (Пс. LXXII, 27). (Беседы о том, что Бог невиновник зла в Твор. св. отцов, т. VIII, с. 155; Снес. слов. о подвижн., там же, т. IX, с. 68).

      Григория Нисский: "По падении своем первый человек жил еще многие сотни лет; но не солгал Бог, когда сказал: в оньже аще день снесте от него, смертию смрете (Быт. II, 17), - ибо через то самое, что человек отчуждился от истинной жизни, над ним в тот же день исполнился приговор смерти, а через несколько лет после постигла Адама и смерть телесная". Златоуст: "Хотя много лет жили еще прародители, но как только услышали они: земля еси и в землю отьидеши, то приняли приговор смерти, - соделались смертными, и с тех пор, можно было сказать, что они умерли; для означения этого и сказано Писание: в оньже аще день снесте от него, смертию умрете, т.е. услышите приговор, что отселе вы уже смертны (In Genes, homil. XVII, п. 9; сн. homil. XVI, п. 6).

      4-е следствие: помрачение разума.

      Св. Златоуст по этому поводу замечает: "Нет ничero худе греха: вошедши в нас, он (грех) не только наполняет нас стыдом, но и делает безумными людей, прежде разумных и отличавшихся великой мудростью. Смотри, как неразумно теперь поступает тот, кто доселе отличался толикой премудростью, кто самым делом показал дарованную ему премудрость, и даже пророчествовал... Сколько безумия в том, что они стараются укрыться от Бога вездесущего; от Творца, Который все произвел из ничего, Который знает все сокровенное, создал на едине сердца людей, разумевает на вся дела их (Пс. XXXII, 15), испытует сердца и утробы (Пс. VII, 10), ведает самые движение сердца?" (In Genes, homil. XVII, п. 2).

      5-е следствие: извращение воли и преклонность ее более ко злу. нежели к добру.

      Св. Василий Великий говорит: "Вскоре стал Адам вне рая, вне оной блаженной жизни, соделавшись злым не по необходимости, но по безрассудству (Беседы о том, что Бог не виновник зла, в Тв. св. отцов, VII, 155).

      Афанасий Великий: "Преступивши заповедь Божию, Адам вдался в греховные помышления, не потому, чтобы Бог сотворил эти помыслы, уловляющие нас, но потому, что дьявол всеял их обманом в разумной природе человека, впадшей в преступления и удалившейся от Бога, так что дьявол утвердил в естестве человека и закон греха, и смерть, царствующую через грех" (Contr. Apollin. lib. II, п. 6).