127. Цит. по иер. Д. Александрову. Выписки из творений отцов и учителей церкви. СПб., 1907. Стр. 141.

128. Там же. Стр. 143.

 

Расколы в секте

Ещё при жизни Шувановой в секте произошло немало расколов. Многие ученики, не желая подчиняться властному лидеру, уходили и основывали свои собственные «лечебные центры». После её смерти число «раскольников» ещё более увеличилось. В одном только Саратове насчитывается два раскола, и у каждого отличительная система «вероучения», религиозная практика, руководство. Кроме «ортодоксального» или «чистого» Аштара, течения оставшегося верным идеям Л. В. Шувановой (лидер Н. Давыдова), появились так называемые «сахновцы» — последователи ученицы Шувановой, Н. М. Сахно и «исходовцы» — небольшая группа, перешедшая под крыло В. В. Кузнецовой. На данный момент количество последователей «ортодоксального Аштара» в Саратове составляет около 100 – 150 человек (и их число все более увеличивается). Число адептов Н.М. Сахно около 50-ти (хотя сама Надежда Михайловна утверждает, что к ней приходят лечиться как минимум 60 человек в день). «Исходовцев» — около 30 человек.

Рассмотрим теперь, как изменилась система вероучения Людмилы Васильевны Шувановой в течениях, отколовшихся от «официального Аштара», — у «Сахновцев» и в «центре Исход».

 

b) Вероучение Надежды Михайловны Сахно

Характеристика некоторых положений вероучения Сахно, расходящихся с догмами Шувановой

Надежда Михайловна Сахно долгое время была ученицей Шувановой и одним из ведущих «лекарей» в Саратове, пока между ней и Людмилой Васильевной не возникли серьезные разногласия по поводу дальнейшего развития вероучения. Основной проблемой спора стала личность Святейшего Патриарха Алексия II-ого. Если Шуванова оскорбляла патриарха, то Надежда Михайловна, напротив, всегда защищала Святейшего и пыталась внушить Людмиле Васильевне уважение к нему: «Когда мы с Людмилой Васильевной встречались, наш разговор всегда переходил на одну тему — личность патриарха Алексия II. Шуванова ругала его на чём свет стоит, я же пыталась его защитить. Я понимала что Алексий патриарх и к нему нельзя так обращаться». [129] В результате разногласий Сахно ушла из секты и основала свой лечебный центр. После смерти Шувановой Надежда Михайловна открыто стала заявлять, что: «Шуванова, теперь мытарь и горит в Аду». [130] Так как авторитет Сахно как лекаря был достаточно высок, многие из рядовых «аштаровцев» или поверили и перешли к ней, или, по крайней мере, были очень смущены. Так в секте «Центр Аштар» возник первый раскол на «ортодоксальных аштаровцев» и «сахновцев».

На данный момент отношения между двумя этими направлениями очень напряженные. Новый лидер «чистого» Аштара Наталья Давыдова хотя и признает Сахно как «лекаря», но к её утверждению касательно Шувановой относится как к индивидуальному заблуждению рядового лекаря: «Людмила Васильевна никак не может быть мытарем, т.к. мытарь это человек некрещеный. Взгляды Надежды Михайловны на смерть и переход в другое измерение Людмилы Васильевны, как на гибель и попадание в Ад — ошибочны и являются личным её заблуждением». [131]

Течение Н. М. Сахно из всех трёх направлений, существующих в Аштаре на территории г. Саратова, на сегодняшний день ближе всех прилегает к Православию. На собраниях, которые устраивает Надежда Михайловна, её последователи смотрят православные фильмы и передачи, зачитывают фрагменты из православной литературы, нигде ни от кого не услышишь плохого слова о патриархе, но на этом вся «православность» Надежды Михайловны и заканчивается. В остальном её система вероучения полностью дублирует систему Шувановой за исключением нескольких моментов. Так, только в центре Н. М. Сахно Святые живут на других планетах, но живут не на «физическом» уровне, как утверждала Шуванова, а на «атомо-молекулярном». Это утверждение Сахно никак не согласуется со словами Людмилы Васильевны: «Святые сказали, что их планета в 10 раз больше нашей… Население большое… У Святых на планете нет метро, нет зданий выше 3-х этажей. Самое высокое здание — церковь — самое красивое. Архитектура непередаваемой красоты. Настоящие деревья и листья». [132]

«Освящение» любого недвижимого предмета длится 30 минут, в течение которых вещью нельзя пользоваться. Только Надежда Михайловна учит о том, какую молитву надо читать «Святым» во время работы: «Святые, убирайте конкурентов и сделайте так, чтобы начальство не видело моих недостатков» [133] и при выборе «спутника жизни»: «Если вам кто-то понравился и вы хотите с этим человеком вступить в какие-то отношения, то спросите об этом у Святых следующим образом. Встаньте, ноги вместе и задайте вопрос. Если качнётесь, то, да можно с этим человеком встречаться, если нет, вам лучше с ним расстаться». [134]

По учению Сахно от человека вообще ничего не зависит, он может сам не принимать никаких решений, ему только следует попросить «Святых» и они всё сделают за него. Таким образом, у человека отбирается самое главное его достоинство – свободная воля и он превращается в послушного робота, в марионетку, которой управляют «Святые». Кроме всего вышеперечисленного, очень важно отметить, что, несмотря на то что Надежда Михайловна с уважением относится к Святейшему Патриарху всея Руси Алексию II, обычное священство она, так же как и Шуванова, не признает: «Когда из храма вышел священник, он, перекрестившись, развернулся и пойдя в противоположную от церкви сторону, плюнул на землю. Я не вытерпела и крикнула на него: «Сука, что же ты делаешь, ты же поп, тебе нельзя на землю плевать». [135]

Таким образом, можно сделать вывод, что вероучение Надежды Михайловны Сахно несмотря на то, что она покинула «Центр Аштар», практически не изменилось.

Сахно, так же, как и Шуванову, характеризует такой же властный характер, критический тон, поведение: «Я человек взрывной, могу, если захочу и матом послать». [136]