Григорий Сергеевич Дебольский

Обрезание духовно знаменует обрезание сердца, отсечение страстей, истинное покаяние и обращение грешника к Богу (Деян. 7, 51; Флп. 3, 3; Кол. 2, 11), и праздник Обрезания совершается 14 (1) января, когда древле у язычников отправлялось соблазнительное торжество Нового года: поэтому древние Отцы Церкви, как?то: св. Амвросий медиоланский, блаженный Августин и другие, не желая видеть христиан участниками языческого празднества, проводимого ими по случаю Нового года в роскоши и сластолюбии, советовали верующим в день Обрезания поститься.«Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы, – говорил св. Амвросий словами ап. Павла в день Обрезания, – боюсь за вас, не напрасно ли я у вас трудился. А наблюдает день и месяц тот, кто в сии дни не постился, и не приходил в Церковь; наблюдал день тот, кто вчера не приходил в Церковь, а ходил в собрание язычников. Итак, братия, со всем тщанием будем уклоняться забав и празднеств язычников и, когда они пируют и веселятся, будем целомудренны и постны, чтобы они научились умерять свою радость нашим воздержанием. И избегать должны мы не только сообщения с язычниками, но и с иудеями»[135].«Для прекращения плотского и сладострастного веселия язычников, будем все, – говорит Августин в день Обрезания, – при помощи Божией поститься, исключая тех, которые не могут снести поста по слабости здоровья, и за тех жалких, которые настоящие дни нового года, по своему нечестивому обычаю, проводят в роскоши и невоздержании, будем всенародно умолять Бога»[136]. Этот пост продолжался в некоторых местах около трех дней, как видно из 17 правила второго Туронского Собора, бывшего в 567 году[137]. В этом правиле говорится:«Поелику между праздниками Рождества Христова и Богоявления отправляются у язычников празднества, то во время их, три дня, должно поститься». Впрочем, из свидетельств Амвросия, Августина и из постановления Туронского Собора видно, что пост в честь Обрезания Господня установлен был древле преимущественно на Западе. В VI веке, когда празднование январских календ, при ревностном содействии Отцов Церкви, у язычников и христиан почти прекратилось, праздник Обрезания Господня стали совершать христиане не в плаче и сетовании, но в веселии и радости, как прилично христианскому торжеству. Это видно из того, что позже VI века у писателей Церкви уже не встречается бесед против январских календ; между тем как до VI века они все почти писали против сего языческого празднества. Во Франции первый день января до XV века был днем покаяния и поста. Там в 1444 году, по предложению парижского богословского факультета, установлен торжественный праздник Обрезания Господня без поста, называемый на Западе также праздником св. имени Иисуса[138]. Праздник св. имени Иисуса первоначально установлен был в Ордене францисканов бернардином и подтвержден в 1530 г. папою Климентом VII, который назначил праздновать день имени Иисуса 14 января. Это приняли во многих местах и праздновали во второй воскресный день после Богоявления. В 1721 году Иннокентий XIII распространил это празднование по всей латинской Церкви. Таким образом, на Западе в память события в 8 день по рождестве Иисуса Христа образовались два праздника: 1 января праздник Обрезания, 14 января – праздник имени Иисуса[139].

Предмет праздника.

Хотя праздник 14 (1) января называется в богослужебных книгах Прав. Церкви Обрезанием по плоти Господа нашего Иисуса Христа, но она в этот день, согласно со свидетельством Евангелия (Лк. 2, 21), празднует не только обрезание Господа, но и наречение Ему чудодейственного и спасительного имени Иисус.«Приидите, – произносит она в день Обрезания, – Владыки славная Христова наименования во святыни торжествуем: Иисус бо боголепно наречеся днесь[140]. В осьмый день образуется, яко младенец, Владыка: Иисуса же приемлет именование, яко мира есть Спас и Господь»[141]. Поэтому в день Обрезания Господня Церковь исполняется тою радостию, что данное в этот день бестленному Младенцу достопоклоняемое имя Иисус есть сокровищница и залог нашего спасения и поклонения. О величии этого имени предсказывали пророки (Мф. 12, 21), что во славе имени Господа Бога своего пребудут верующие; зане возвеличится до коней, земли (Мих. 5, 11; Иер. 33, 16). Ангел Господень благовествовал Иосифу об Иисусе Христе пред Его рождением: наречеши имя ему Иисус: той бо спасет люди своя от грех их (Мф. 1, 21). И сам Господь пред своим вознесением на небо предрек ученикам своим: именем моим бесы ижденут: языки возглаголют новы: змия возьмут: аще и что смертно испиют, не вредит их: на недужные руки возложат и здрави будут (Мк. 16, 17). Мнози бо приидут во имя мое (Мф. 24, 5). Освятительная и спасительная сила чудодейственного имени Иисус открывалась и доселе открывается в области духов, природы и человека (Лк. 10, 17; Деян. 3, 6;16). Именем Иисус злые духи изгоняются, больные исцеляются, природа освящается, теряет вредоносную свою силу и служит на пользу верующим. И не только в устах верующих и для верующих, но и в устах неверующих и для неверующих имя Иисус чудодейственно и победоносно. Во дни земной жизни Христа именем Иисус изгоняли бесов даже не ходившие в след Его (Мк. 9, 38–39). По вознесении Господа начата нецыи от скитающихся Иудей заклинателей именовати над имущими духи лукавые Господа Иисуса, глаголюще: заклинаем вы Иисусом, его же Пав&г проповедует (Деян. 19, 13). Повсюдная сила имени Иисуса свидетельствует, что несть иного имени под небесем, данного в человецех, о нем же подобает спастися нам (Деян. 4, 12). Бог дарова Ему имя, еже паче всякого имени, да о имени Иисусове всяко колено поклонится небесных, земных и преисподних (Флп. 2, 9–10). Слова апостола, означающие божественную славу Спасителя, исполнились в некоторой степени даже видимо. Имя Иисус действительно выше всякого имени. К нему благоговеют христиане, воздавая Спасителю Божеское поклонение, и число этих поклонников, исповедующих Христа Иисуса и имя Его непрестанно выражающих словом и знамениями, в настоящее время составляет лучшую часть рода человеческого. Оно славно даже у неверующих во Христа Спасителя[142]. Но когда проповестся eвaнгелиe царствия по всей вселенной, во свидетельство всем языком (Мф. 24, 14), слава Иисуса Сына Божия, Коему дана всякая власть на небеси и на земли (Мф. 28, 18), наполнит все концы мира. Беспримерная слава имени Иисуса Христа есть могущественное свидетельство Его Божественного посланничества (Ин. 5, 36).

Продолжение и богослужение праздника.

Праздник Обрезания и наречения Господа по плоти не имеет ни предпразднества, ни попразднества и продолжается один день, богослужение в этот праздник совершается как в честь этого события, так вместе и в память св. Василия Великого. Церковь в своих песнопениях говорит:«Плотское обрезание боговочеловечного Слова и память Василия Великого почитаем[143]. Сугуб праздник днесь Обрезания, яко младенца Владыки, явльшагося на земли, и память раба мудра и треблаженна»[144]. На всенощном бдении в честь обрезания и наименования Господа Иисусом Церковь произносит в трех паремиях: в первой о наречении Авраама и об установлении и значении обрезания (Быт. 17,1–27), во второй (Притч. 8, 22–30) и третьей (Притч. 10, 31; 11, 1–2; 3–12) о воплощенной премудрости Божией, т. е. о воплощенном Сыне Божием. На Литургии Василия Великого 14 (1) января чтением Апостола (Кол. 2, 8–12) Церковь возвещает о воплотившемся Сыне Божием, в Котором живет всяко исполнение божества телесне, и о нашем духовном нерукотворенном Обрезании чрез Крещение. Евангелие благовествует об обрезании Господа и наречении Ему имени Иисус, о возрастании и укреплении его духом, премудростию и благодатию, по человечеству, и о Его Божественной мудрости, которую Он явил в храме Иерусалимском среди учителей иудейских, будучи 12 лет (Лк. 2, 20–21; 40–52).

После Литургии Церковь совершает молебствие на новый год, который начинать 1 января принято с 1701 года.

Поучительность праздника.

С благоговением воспоминая в осьмый день по рождении Спасителя обрезание и наречение Его по человечеству, Церковь сим воспоминанием вопреки древним лжеучителям утверждает веру нашу в ту непреложную истину, что Иисус Христос есть Богочеловек и принял не мнимое и призрачное, а истинное тело человека[145]. Святая Церковь в день Обрезания Господня поет:«На престоле огнезрачном в вышних Седяй со Отцем безначальным и божественным твоим Духом, благоволил еси родитися на земли, от отроковицы неискусомужныя твоея матере Иисусе: сего ради и обрезан был еси яко человек осмодневный[146]: осмодневный по матери, безначальный по Отцу»[147].«Приим обрезание Спаситель, да тем еретическая заградятся уста глаголющих, яко плоти нашея не прияти Христу, а по привидению родитися»[148]. Таким образом, праздник Обрезания и наречения Господа обличает также тех лжеучителей, которых заблуждения ниспровергают и праздник Рождества Христова[149].

Примером Спасителя, не имевшего нужды в обрезании, но принявшего по закону и обрезание, и имя, что служило знаком вступления в Ветхий Завет с Богом, Церковь нравственно научает нас постоянному повиновению и покорности законам для нашего блага и для христианского примера другим.«Неустыдеся всеблагий Бог плотским обрезанием обрезатися: но даде Самого себе образ и начертание о всем ко спасению: ибо закона Творец законная исполняет»[150]. Обрезание, которое Господь принял как знамение завета Бога с человеками, и имя как печать своего служения спасению мира внушают, что и мы, вступившие в Новый Завет с Богом, должны быть обрезаны обрезанием нерукотворенным, в совлечении тела греховного плоти, в обрезании Христове (Кол. 2, 11). Христианское имя наше должно быть не мертвым звуком, а живым свидетельством того, что мы посвящены на служение Богу и находимся в благодатном союзе с Ним для Его славы и нашего вечного спасения и блаженства.

Святое Богоявление. Крещение Господне. 19 (6) января

Событие праздника.

После Сретения Господня Богоматерь и праведный Иосиф с Богомладенцем Христом, по непосредственному наставлению от Ангела, удалились в Египет от злобного Ирода. Царь иудейский Ирод, происшедший не из царского рода, услышав о новорожденном царе иудейском из дому Давидова и опасаясь лишиться царства, которое принадлежало потомкам Давидовым, повелел избить всех младенцев в Вифлееме и его окрестностях, от двух лет и моложе, чтобы в числе их погубить и младенца Христа, – утеху Израилеву и чаяние языков (Лк. 2, 25; 32) и предмет напрасных своих опасений. По смерти Ирода, вскоре постигшей его после тщетной и злобной его заботы о себе и о своем потомстве, св. семейство, по наставлению от Ангела, переселилось в Назарет (Мф. 2, 13–23). Здесь отроча Христос растяше и крепляшеся духом, исполняяся премудрости; и благодать Божия бе на Нем (Лк. 2, 40). Будучи 12 лет, Он показал уже свой Божественный разум и мудрость сверхъестественную, и то, что Ему надлежит обращаться в тех, яже Отца Его небесного (Лк. 2, 49). Впрочем, Он бе повинуяся Иосифу и Марии и преспеваше премудростию и возрастом, и благодатию у Бога и человек (Лк. 2, 51–52). До тридцатилетнего своего возраста Богочеловек не начинал всенародной проповеди Евангелия, потому что у иудеев ранее этого возраста не принимали звания учителя народного или священника[151]. Когда настало для Него время спасительной проповеди: Иоанн Предтеча в 15 лето владычества Тиверия по глаголу Божию предвозвещает во всей окрестности иорданской (Лк. 3, 1–3), что приблизилось царство небесное и грядет чаемый Мессия; проповедует покаяние, необходимое для достойного вступления в царство Его и исповедующих грехи свои крестит в Иордане (Мф. 3, 2). Крещение, давшее Иоанну наименование Крестителя, было, по словам Златоуста, только приготовлением к св. таинству, а не самым еще таинством[152]. Желая освятить воды прикосновением к ним пречистого естества своего и установить Таинство Крещения[153], долженствовавшее служить дверию в новый вечный завет с Богом, Иисус Христос пред вступлением своим в открытое, всенародное служение спасению мира пришел также на Иордан к Иоанну креститься. Предтеча никогда не видал Спасителя, но Бог открыл Крестителю, что это Мессия: тогда Иоанн в благоговейном изумлении возопил: аз требую тобою креститися, и ты ли грядеши ко мне; остави ныне, отвечал Господь, тако бо подобает нам исполнити всякую правду (Мф. 3, 14–15). Иоанн возлагает руку на главу Господа и погружает Его; по выражению церковных песнопений, Господь, взявший на себя грехи мира, покрывается водами Иордана[154]. Как скоро Иисус Христос, крестившись, вышел из воды – над Ним отверзлись небеса, и Иоанн увидел Духа Божия, Который сходил, как голубь, ниспускаясь на Него, и слышан был глас Бога Отца: сей есть Сын мой возлюбленный, о нем же благоволих (Мф. 3, 17). Таким образом Иисус Христос в день крещения сошествием на Него Св. Духа помазан по своему человечеству паче причастник своих (Евр. 1, 9; Деян. 10, 37–38), и с этого времени Спасителю как человеку принадлежит имя Христос, предсказанное пророками[155].