Григорий Сергеевич Дебольский

В воспоминание сретения Господа Симеоном и Анною во храме Иерусалимском, в сороковой день по рождении Спасителя, установлен и назван Церковью дванадесятый праздник Сретения Господня. Этот праздник есть древний. На него указывают в своих сочинениях Отцы Церкви 3, 4 и 5 века; 3 века Мефодий тирский или патарский 208; 4 – св. Василий Великий, Кирилл иерусалимский 209, св. Амфилохий, епископ иконийский, Амвросий медиоланский, Григорий нисский, Иоанн Златоустый 210; 5 – Феодот епископ анкирский 211. Из этого же века Прав. Церковь имеет некоторые песнопения на день Сретения, изложенные Анатолием, епископом константинопольским.

В 6 веке при императоре Юстиниане (527–565) с древним праздником Сретения Господня соединено Церковью воспоминание избавления антиохийской и константинопольской Церкви от бедствий, которых зло простиралось и на прочие Церкви и страны. В 528 году постигло Антиохию тяжкое и уже в третий раз повторявшееся бедствие – землетрясение, десятидневное, от которого разрушились в этом городе многие здания и задавили много народа. В это время гнева Божия христиане глубоко чувствовали свое бедствие и нужду в милосердии Божием, с покаянием и молитвою обращались к Богу о помиловании; в уповании на всесильное имя Бога и Господа Спасителя полуразрушенный землетрясением город назвали градом Божиим; на вратах домов своих писали:«Бодрствуйте, христиане, Христос с нами»212. За этим страшным бедствием вскоре последовало новое. В Константинополе и окрестных странах его в 544 или, вероятнее, в 543 году появилась ужасная моровая язва, которая продолжалась три месяца и под конец этого времени так усилилась, что ежедневно поражала смертию от 5 до 10 тысяч человек 213. В эти страшные дни всенародных бедствий одному из угодников Божиих открыто было, чтобы празднование Сретения Господня отправлялось торжественнее. В день Сретения, когда начали совершать всенощное бдение и вместе крестный ход, молясь Господу о помиловании, бедствия прекратились по благости Божией и заступлению Богородицы 214. Поэтому во всегдашнее благодарственное воспоминание милости Божией и прекращения бедствий установлено Церковью в 544 году совершать день Сретения торжественнее 215, с крестным ходом, который установлен как в Церкви восточной, так и в западной, где он учрежден св. Григорием Великим в 590 году 216.

В 7 веке Андрей критский; в 8 Козьма маиумский, св. Иоанн Дамаский и Герман, патриарх константинопольский, в 9 Иосиф Студит и другие украсили праздник Сретения многими священными песнопениями, ныне возносимыми Церковью.

Продолжение и богослужение праздника.

Воспоминание Сретения Господня начинается с 28 (15) января пением в честь Сретения:«сушу глубородительную землю», в пределах предпразднества и попразднества продолжается 9 дней, – с 14 (1) по 22 (9) февраля, если не сократит сего времени Великий пост, во время которого он бывает иногда. В этом случае празднуется Сретение столько дней, сколько останется до поста. Если же праздник придется в первую седмицу Великого поста, то совершается в день воскресный, предыдущий четыредесятнице.

Богослужением в праздник Сретения Церковь прославляет Христа Бога нашего с участниками празднуемого события – Богородицею Приснодевою в Симеоном.«Радуйся благодатная Богородице Дево, – возглашает Церковь, день Сретения, – из тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, просвещая сущия во тьме, веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение»217. А равно прославляет и избавление от бед, некогда постигших восточную Церковь и по милости Божией прекратившихся при императоре Юстиниане.«И ныне спасл еси нас Христе Боже, – восклицает Церковь, – но умири во бранех жительство и укрепи императора, его же возлюбил еси»218. На всенощном бдении произносятся три паремии: первая (Исх. 12, 51; 13, 1–3. 10–16 Лев. 12) об избрании первенцев еврейских на служение Богу и о древнем законе очищения; вторая (Ис. 6) о духовном очищении от грехов, виденном пр. Исаиею в прикосновении горящего угля к устам Исаии; третья (Ис. 19, 1–21) о видении Исаии на Египет, куда приидет Господь, и сотрясутся рукотворенная египетская от лица Его, и ведом будет Господь египтяном, – что вскоре после Сретения Господа действительно и исполнилось, когда Он с Марией, Матерью своею, и Иосифом удалился от Ирода в Египет. В Евангелии на всенощном бдении Церковь благовествует о событии Сретения Господня во храме Иерусалимском (Лк. 2, 20. 22–32). В память прекращения моровой язвы, бывшей в Константинополе, и страшного землетрясения в Антиохии в некоторых местах принято Церковию исходить с Литиею пред Литургиею вне обителей и во время этого крестного хода возносить Господу стихиры праздника и канон по обычаю; а по возвращении в храм совершать Литургию. Апостол на Литургии произносится о вечном и превосходнейшем священстве истовом по чину Мелхиседекову пред священством ветхозаветным или Аароновым (Евр. 7, 7–17); Евангелие о сретении Господа Симеоном Богоприимцем и Анною пророчицею во храме Иерусалимском (Лк. 2, 23–40).

На другой день Сретения Господня 16 (3) февраля Церковь воспоминает Симеона Богоприимца и Анну пророчицу, сретивших Господа во храме иерусалимском.

Поучительность праздника.

Празднованием Сретения Господня Церковь исповедует и утверждает ту непреложную истину, что»Христос явился мирови не мнением, ни привидением, но истиною»219, и, следовательно, обличает тех древних лжеучителей, которые отвергали во Иисусе Христе естество человеческое, считая оное не достойным Бога и не истинным 220.

Примером Иисуса Христа, посвященного Богу яко первенца, Церковь внушает, что и мы, купленные ценою крови Христа, уже не свои (1 Кор. 6, 19–20); от рождения своего должны быть посвящены родителями Богу, дабы после сего и нам, по подражанию Младенцу Христу, возрастать и укрепляться духом, исполняясь премудростью и благодатию Божиею (Лк. 2, 40). А в бедствиях, нас постигающих, праздник Сретения научает нас обращаться к Богу, – всегдашнему и скорому Помощнику и Заступнику для призывающих Его с верою и истинным раскаянием.

Праздники пресвятой Богородицы и Святых.