Григорий Сергеевич Дебольский

Образец и значение поста.

Высокий образец поста явлен нам Иисусом Христом и апостолами; они постились сами и своим примером показали значение поста, который, по указанию их, в собственном смысле есть воздержание от пищи, согласно внушениям слова Божия и Церкви. Впрочем, пост не есть обыкновенное воздержание, предписываемое правилами благоразумия. Он есть воздержание высшее и священное: где пост, там и воздержание, но не всегда там пост, где воздержание. Воздержание обыкновенное служит к сохранению телесного здоровья и приличия, а пост к благочестию и спасению. Воздержание естественное потребно всегда, пост бывает временно. Первое есть правило благоразумия, последнее есть заповедь Божия и св. Церкви. Свойство обыкновенного воздержания – всегдашняя во всяком роде пищи умеренность, принадлежность поста – количество, качество и время в принятии пищи, дозволенной Церковью. Пост, как говорится в Церковном Уставе, определяется мерой, правилом и временем и по строгости своей бывает различен. Он состоит или в совершенном голодании, напр., в продолжение трех (Деян. 9, 9) или более дней (Мф. 4, 2): в чем полагается строжайший пост, или в сухоядении, состоящем в кушанье только хлеба, воды, сухих овощей и тому подобного; или в ядении сварения, с елеем и без елея, по обстоятельствам; или, наконец, в ядении рыбы.241 Итак, пост в Церкви Православной имеет четыре главных степени, и употребление рыбы составляет последнюю и легчайшую степень пощения.

По указанию Иисуса Христа и св. апостолов, пост телесный непременно требует и духовного, который должен быть всегда, но особенно при воздержании телесном. Господь и апостолы всегда соединяли свой пост с духовным – с удалением от мира и с молитвой, и учили соединять пост телесный с духовным (Мф. 17, 21; 1 Кор. 11, 27). Таким образом, и св. Церковь с постом телесным всегда требует от нас и поста духовного, – молитвы и прочих дел Христианской любви, хотя и всегда потребных, но преимущественно в дни постные.«Постящеся братие телесне, постимся и духовне, – Церковь взывает к нам словами пророка Исайи (58, 6–7), – разрешим всякий союз неправды: всякое писание неправедное раздерем: дадим алчущим хлеб, и нищие бескровные введем в дома, да приимем от Христа Бога велию милость».242«Пост днесь отложение греха да будет ти, душе».243 В этом союзе поста телесного и духовного состоит полный, истинный пост, который возводит постящихся к общению с Господом по телу и душе, тело очищая и освящая строгим воздержанием от пищи и питья, а душу – молитвой и другими добродетелями. Посему ни пост телесный не совершен без духовного, ни духовный без телесного. Кто постится только телесно, тот немного приобретает для себя (Ис. 1, 14). Но и тот, кто полагается на один духовный пост, много теряет для своего освящения и спасения. По словам ап. Павла, строгого подвижника веры и благочестия, невозможно быть сластолюбивым и вместе Боголюбивым (2 Тим. 3, 4). Кто хранит пост телесный, по установлению Церкви, тот одним своим смиренным послушанием уставам ее немало уже приобретает, а отчасти свидетельствует и о посте духовном. Кто же суемудренно и прихотливо нарушает пост телесный, в надежде на один духовный, тому нечем засвидетельствовать поста духовного. Нарушать долг послушания Церкви и в этом извиняться своим духовным деланием, значит горделиво взирать на свои дела и по гордости терять оправдание перед Богом (Лк. 18, 14). Гораздо лучше и спасительнее смиренно повиноваться гласу Церкви, в надежде на милосердие Божие, всегда обращенное на смиренных, нежели плотским мудрованием нарушать уставы Церкви, для нас спасительные и понимаемые не мудрованием, а сердцем.

Заповедь и цель поста.

Заповедь поститься дали нам сам Господь и св. Его ученики и апостолы своим примером и словом. Если постились Господь и апостолы, то их пост, долженствующий служить для нас примером подражания, есть уже для нас и заповедь поститься. Особенно же внушения Христовы и апостольские хранить пост должны быть для нас заповедью поститься (напр. Мф. 11, 16–17; 9, 15; 1 Кор. 7, 5 и проч.).244

Пост совершенный и истинный служит для нас по указанию Спасителя и апостолов необходимым средством, во–первых, к нашему освящению и единению с Богом. Ибо в Писании пост изображается спасительным орудием к одолению искушений от дьявола, который не исходит токмо молитвой и постом (Мф. 17, 1), к обузданию страстей (Пс. 108, 24) и к смирению (Пс. 34, 13; Ис. 58, 5), к покаянию и умилостивлению Бога (2 Цар. 12, 16. 22; Иона 3), к угождению Богу (Лк. 2, 37), к собеседованию с Богом (3 Цар. 19, 8–15), к Боговидению и сопрославлению Божественным светом (Исх. 34, 28–35), общению с миром духовным (Мф. 4, 11). Как средство к освящению и единению с Ангелами и Богом, в общении с которыми первоначально пребывали в раю первые люди, воздерживаясь от запрещенных плодов и питаясь плодами прозябания (Быт. 1, 29–30), и непрестанно пребывают на небеси святые, совершенно не едящие, св. пост называется у отцов Церкви подобием райского состояния безгрешных прародителей245 и подобием жизни святых на небе.246 В Божественном Евангелии постная пища представляется совершеннейшею: Иисус Христос, явивший нам Собой образец полного совершенства, нигде в Евангелии, исключая времени вкушения пасхального агнца, не представляется вкушающим пищу мясную, но многократно упоминается благословляющим и приемлющим пищу постную.

Во–вторых, пост совершенный и истинный служит для нас средством к живому участию в жизни, страданиях, смерти и славе Богочеловека и святых Его. Господь Сам заповедал это участие, сказав: егда отъят будет от них Жених, и тогда постятся (Лк. 5, 35); и ап. Павел говорит также о подражании Иисусу Христу: сие да мудрствуется в вас, еже и во Христе Иисусе (Флп. 2, 5): подобии мне бывайте, якоже аз Христу (1 Кор. 4, 16). Так невесте Христовой – Церкви и всякой душе Христианской, при воспоминании поста, страданий и смерти благодатного Жениха – Христа, друга женихова – Предтечи Иоанна (Ин. 4, 29) и иных друзей Божиих (Ин. 15, 14), необходимо нам явить живое участие собственным постом, особенно в те дни, когда Спаситель и святые постились или страдали. Постясь по установлению Церкви, в дни поста Господа и святых, мы поучительно исповедуем, что для нас в делах веры и духовной жизни служат образцами Господь и св. друзья Его, а постясь в дни страдания и смерти Господа и святых, мы благоговейно свидетельствуем, что нашему сердцу не чужды их терпение и раны ради грехов наших. Господни и святых страдания и смерть, в которых должны мы принять живое участие постом, есть жертва за нас: так пост наш в дни этих страданий и смерти есть посильная наша жертва, поставляющая нас в эти дни в правильное отношение к Господу и святым, принесшим себя в жертву за нас. Вообще, добровольные лишения себя удобств, приятностей и удовольствий, предписываемые или одобряемые Православною Церковью, как?то: посты, молитвенные бдения, стояния, хождения на поклонение св. местам, – всегда должно полагать в числе лучших и живых свидетельств нашего Православия. Св. Амвросий медиоланский говорит: глаголяй о нем (Христе) пребывати, должно есть, якоже Он ходил, и сей такожде да ходит (1 Ин. 2, 6), т. е. желая быть христианином, поступай также, как поступил Христос. Он, не имея греха, постился сорок дней, а ты, грешник, не хочешь поститься. Рассуди же после этого: какой ты христианин, если пресыщаешься в то время, когда Христос за тебя алкал; услаждаешься, когда Он постился».247 Поэтому все святые Ветхого и Нового Завета, имевшие живую веру в Спасителя, свидетельствовали ее между прочим и постом. Подвижники Ветхого Завета, напр. пророки Моисей, Илия, Даниил, Предтеча и другие, своей строгой, постническою жизнью исповедали веру свою в грядущего и имевшего пострадать Мессию. Подвижники Нового Завета, умерщвляя и порабощая тело свое (1 Кор. 9, 27), исповедали и исповедуют веру свою в пришедшего на землю и пострадавшего за нас Господа Иисуса.

Время и различие поста.