Григорий Сергеевич Дебольский

Счисление дней ее.

Согласно преданиям и постановлениям первенствующей Христианской Церкви, св. Четыредесятница, по Уставу Православной Церкви, доселе начинается с понедельника после недели сыропустной и оканчивается пятком шестой седмицы, в который Церковь произносит:«душеспасительную совершивше Четыредесятницу»и проч. Следующие дни до Пасхи хотя также постные, но – ради предначатия и последования страстей Господних. Таким образом, по счислению Православной Церкви, из дней поста св. Четыредесятницы не изымаются дни субботние и воскресные, в которые пост не разрешается, а только ослабляется. Такое продолжение св. Четыредесятницы согласно с постом Иисуса Христа, непрерывно продолжавшимся четыредесять дней.«Мы держим пост, который держал Господь, – святую и как по имени, так и на самом деле, Великую Четыредесятницу, – говорит блаженный Симеон Фессалоникийский, – для своего очищения и умилостивления Бога, как бы принося тем начаток и десятину Богу от года нашей жизни. Он начинается со второго дня и кончается вместе с пятницей (шестой недели). И Спаситель наш постился сорок дней и столько же ночей. И Климент, преемник Петра в Риме, пишет об этом в постановлениях Апостольских. Это предали и все отцы, и божественный Савва,255 и Иоанн Дамаскин в Иерусалимском Уставе, а братья–исповедники – Иосиф Фессалоникийский и Феодор Студит – в своих песнях на св. Четыресятницу. Отцы, написавшие песни, положили песни в пятницу Лазареву: душеполезную совершивше Четыредесятницу».

«Но латиняне и здесь вводят новости против правила, отделяя от св. поста два дня и портя весь пост. Ибо западные христиане исчисляют Четыредесятницу с середины первой седмицы до Пасхи, исключая воскресные дни. Исключая дни воскресные, они насчитывают сорок дней и чрез то не оставляют ни одного дня для поста ради честных страстей Господа, как предано, не держат и Четыредесятницы, потому что по воскресным дням не отказываются от вкушения ни сыра, ни мяса. Нам случалось спрашивать некоторых из них: какой пост вы держите ради спасительных страстей – и оказалось, что они не знали, что отвечать. И так как они считают сорок дней, кроме воскресных, то мы опять спрашивали: почему вы не поститесь, по преданию, по воскресеньям? Они опять поставлены были в затруднение».256

Важность Четыредесятницы.

Сорокадневный пост перед Пасхой установлен Церковью для достойного покаяния и обновления нашего единения с Богом, в подражание сорокадневному посту Спасителя (Мф. 4, 1), Который для нас есть главный образец в делах веры и благочестия. Пост называется Четыредесятницей, потому что продолжается сорок дней. Преобразовательные указания на пост св. Четыредесятницы были еще и в ветхозаветной Церкви – в сорокадневном посте пророков Моисея и Илии (Исх. 34, 28; 3 Цар. 19, 8). Прав. Церковь хранением Четыредесятницы подражает посту Христову, но не только количеством дней, но и временем начинания их. Как Иисус Христос перед вступлением своим на проповедь Евангелия по крещении своем удалился в пустыню и 40 дней провел в посте и молитве, так Православная Христова Церковь, после праздника Крещения Господня, вступает на сорокадневное поприще поста и молитвы, приготовляясь торжествовать свое спасение, запечатленное воскресением Христовым. Внушая Христианам хранить Четыредесятницу по подражанию Господу, св. отцы Церкви часто упоминают об этом подражании в своих поучениях. В постановлениях Апостольских говорится:«После праздника Богоявления Господня нам надлежит соблюдать пост Четыредесятницы, которая составляет воспоминание жизни Христовой и законодательства».257«Четыредесятницы не пренебрегайте, – говорит св. Игнатий Богоносец, ученик апостольский, – она служит подражанием жительству Христову».258 Св. Петр, архиепископ александрийский и мученик 4 века, назначая срок кающимся, говорит:«Да присовокупятся им епитимий еще четыредесять дней. Таковое число дней Господь Спаситель наш Иисус Христос, по крещении постившись, искушаем был от дьявола: таковое же число дней и они преимущественно да подвизаются и да постятся».259 Амвросий медиоланский пишет:«Хорошо поститься во всякое время; но лучше всего проводить со Христом в посте св. Четыредесятницу, потому что ее Христос освятил своим постом. Кто из христиан не постится в св. Четыредесятницу, тот обнаруживает вероломство и упорство, нарушая пресыщением данный Богом для спасения закон. Ибо когда ты не постишься по примеру Господа: то какой ты будешь христианин, если пресыщаешься в то время, когда Господь постился; услаждаешься тогда, когда Он алкал; страшишься поститься за грехи тогда, когда Он жаждал ради спасения твоего?»260«Христос постился пред искушением, – поучает св. Григорий Богослов, – а мы постимся пред Пасхою. Христос постился 40 дней (ничего не вкушая), потому что Он Бог, а мы соразмеряем пост с силами».261 Блаженный Иероним говорит:«Мы готовимся к таинству Господнему сорокадневным постом; постимся столько дней за свои грехи, сколько Господь постился за наши беззакония».262

Многие из св. подвижников, подражая Иисусу Христу, для поста и молитвы удалившемуся в пустыню, уходили также на дни Четыредесятницы из своих обителей в пустыни.263 И сами обители делались древле во время Четыредесятницы как бы пустынями для мирян. В это время монастырские ворота совсем затворялись. Это было заветом обителей Студийской и других, дабы только могли без преткновения совершать подвиг поста. Врата монастырские отворялись в пятницу шестой недели, а до этого времени только в крайних случаях позволялось отворять ворота монастыря.264 И так установленная и хранимая в честь Господа, 40 дней постившегося, св. Четыредесятница называется постом Господним.

Древность Четыредесятницы.

Сорокадневный пост, по подражанию Господу, установлен Церковью при апостолах, как видно из 69 правила их, повелевающего поститься в св. Четыредесятницу перед Пасхой. Кроме того, об Апостольском установлении св. Четыредесятницы свидетельствуют писатели древней, первенствующей Церкви, или прямо указывая на хранение Великого поста, по преданию апостольскому, например, блаженный Иероним,265 Кирилл Александрийский266 и другие писатели 4 века; или говоря о хранении этого поста всею первенствующею, Апостольскою Церковью, как то: Игнатий Богоносец, писатель 1 века,267 Виктор, епископ римский 2 века,268 Дионисий Александрийский и Ориген 3 века269 и многие другие.

Из свидетельства древних писателей Церкви открывается вместе и то, что св. Четыредесятница, установленная апостолами и хранимая уже всеми православными христианами в первые три века христианства, продолжается от самого начала своего доселе четыредесять (сорок) дней. О четыредесятидневном продолжении Четыредесятницы во все времена христианства свидетельствуют, кроме 69 правила Апостольского, правила и писатели Церкви следующего времени, напр., 5 правило первого Вселенского Собора и поучения св. пастырей и учителей Церкви 4 века, – св. Кирилла Иерусалимского,270 Григория Богослова,271 Амвросия медиоланского,272 Златоустого,273 Августина274 и многих других, произнесенные ими в дни Четыредесятницы. В этих поучениях она представляется в христианском мире постом сорокадневным; и это продолжение ее в древние времена у православных христиан считалось апостольским и законным.

Св. Отцы объясняют и то, почему именно Господь узаконил нам поститься именно сорок дней. Св. Кирилл Иерусалимский в огласительном слове своем говорит о св. Четыредесятнице:«Столько лет провел ты в напрасных трудах для мира, и 40 ли дней не посвятишь молитве на пользу души своей? Тебе довольно на это времени: 40 дней имеешь для покаяния».275«Для чего мы постимся 40 дней?» – спрашивает св. Златоуст, и отвечает:«Многие прежде приступали к тайнам просто, и как случилось, особенно же приступали в то время, когда Христос установил Таинство Причащения. Отцы, видя вред, происходящий от такой небрежности, собравшись, назначили 40 дней для поста, молитвы, слушания поучений, для собраний, чтобы все мы, тщательно очистившись в эти дни молитвами, милостыней, постом, бдениями, слезами, исповеданием грехов и другими добрыми делами, могли после по силе своей с чистою совестью приступить к причащению».276«Почему заповедано поститься сорок дней? – спрашивает св. Амвросий медиоланский. – Известно, что во время Ноя, для погибели развращенного народа, из разверстых хлябий небесных лил дождь в продолжение сорока дней: в подражание сему и Господь дал нам Четыредесятницу, дабы в продолжение сего числа дней лился на нас из отверстых небес дождь милосердия, для истребления наших неправд и утверждения нас в добродетели. Далее известно, что народ израильский питался в пустыне манною в продолжение сорока лет. Так благотворно это число, что оно отверзло небо, спасло праведного Ноя и пропитало сынов Израилевых. Посему соблюдаем и мы Четыредесятницу, дабы и для нас отверзлись небеса, и нас оросила духовная благодать и укрепила манна духовных таинств».277 Блаженный Августин говорит:«Священнейшую Четыредесятницу в ожидании Пасхи с общественной набожностью совершает весь мир. Эти св. дни Четыредесятницы должны мы, братья, проводить со всем благоговением и не страшиться ее продолжения; чем более дней поста, тем лучше врачевство; чем продолжительнее поприще воздержания, тем обильнее приобретение спасения. Бог – Врач душ наших – установил удобнейшее время для благочестивых к славословию, для грешников к молению, для одних искать покоя, для других испрашивать прощение. Удобно время Четыредесятницы, ни коротко для славословия, ни продолжительно для умилостивления. Свято и спасительно поприще Четыредесятницы,278 которым грешник приводится чрез покаяние к милосердию Божию, а благочестивый к покою. В дни ее преимущественно Божество умилостивляется, недостаток восполняется и благочестие награждается. Отверсто все, и небеса для помилования, и грешник для исповеди, и язык для моления. Спасительно и таинственно число Четыредесятницы. В древности, когда нечестие людей распространилось по лицу земли, Бог в продолжение 40 дней лил с неба дождь, и потоп покрыл всю землю. И как тогда шел дождь для очищения мира 40 дней, так и ныне милосердие Божие назначило для очищения человека 40 дней».279 Храня св. Четыредесятницу, Прав. Церковь, по выражению ее писателей, приносит Богу как бы десятину от дней года.280 ''Исследуем, – говорит св. Григорий Двоеслов,281 – для чего нужно поститься в продолжение сорока дней. Известно, что Моисей и Илия, первый пред получением закона, а второй в пустыне, постились по сорок дней; да и сам Спаситель наш, спустившись на землю, благоволил поститься сорок дней: посему и мы должны по возможности изнурять плоть свою также в продолжение сорока дней. Причиною же того, почему именно сорок дней должно поститься, есть то, что десять заповедей мы можем выполнить только тогда, когда жизнь наша будет совершенно сообразна Евангельскому учению, которое заключается в четырех книгах (а десять, помноженное на четыре, составляет сорок); или потому мы должны обуздывать плоть свою сорокадневным постом, что похоти плоти нашей, которая состоит из четырех стихий, заставляют нас нарушать заповеди Божий, которые все заключены в десятословии; или, наконец, потому нам заповедана Четыредесятница, что от настоящего дня до дня св. Пасхи считается шесть недель,282 кои состоят из сорока двух дней: но если из числа этих дней исключить шесть дней воскресных, в которые не бывает поста, то останется постных дней только тридцать шесть; а так как круглый год состоит из трехсот шестидесяти пяти дней, то изнуряя плоть свою тридцать шесть дней, мы чрез то как бы десятину года посвящаем Богу, так что, употребляя весь год на житейские дела, во время десятой части оного приносим себя в жертву Богу. Посему, как из имения по закону мы должны посвящать Богу десятую часть, так из времени старайтесь посвящать Ему также десятую часть, в продолжение которой вы должны, сколько возможно, умерщвлять плоть свою со страстьми и похотьми, да будете, по слову ап. Павла и жертвой живой Богу».

Церковные правила пощения.

Руководя нас на поприще св. поста, Церковь со времен апостольских постановила для нас правила пощения,283 и тем побуждает нас и способствует нам подражать посту Господа, для обновления и утверждения духовного с ним союза. На 8 Толедском Соборе, около 653 года, 8 правилом постановлено:«Всех, кои в Четыредесятницу решились бы без крайней необходимости употреблять мясо, лишать Причащения и осуждать на невкушение мяса в целый год».284 56 правилом Трулльского, или 6 Вселенского Собора, постановлено:«Да Церковь Божия, по всей Вселенной, следуя единому чину, совершает пост и воздерживается как от всякого закалаемаго, так от яиц и сыра, которые суть плод и произведение того, от чего воздерживаются». Подобно Церкви Ветхозаветной, которая в свои многодневные праздники повелевала проводить с особенною торжественностью первый и последний дни праздника, и Христианская Православная Церковь, предписывая хранить весь Великий пост, издревле установила также святить с особенной строгостью некоторые седмицы. Св. Кирилл Иерусалимский в 18 огласительном слове, и беседуя к оглашенным среди Четыредесятницы, произнес:«Можно бы много говорить, но по причине утомления, которое происходит от продолжительного поста, бывшего в пятницу, и от бдения, скажем мимоходом, немного бросая семян». Прав. Церковь до сих пор особенно блюдет седмицы Великого поста – первую и последнюю, внушая хранить в первые два дня первой недели Четыредесятницы высшую степень285 поста, – вообще не есть. В прочие же дни Четыредесятницы, кроме субботних и воскресных дней, постановила вторую степень воздержания, состоящую в единократном в продолжение дня сухоядении, вечером. В субботние и воскресные дни разрешается третья степень поста, т. е. употребление сваренной пищи, с елеем и притом двукратно в день. Последняя легчайшая степень воздержания, т. е. употребление рыбы, разрешается только в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, когда он приходится не в страстную седмицу, и не в день Вербного воскресенья».286 Итак, пощение в св. Четыредесятницу, по правилам Церкви,287 состоит не только в воздержании от мясной и сырной пищи, но даже и от рыбной; состоит в сухоядении, а во время первой седмицы в сухоядении и притом не ежедневном. Употребление в пищу мяса, молока, сыра и яиц в св. Четыредесятницу запрещено, сообразно апостольскому преданию, Вселенским Собором.288

Нарушающих пост св. Четыредесятницы Церковь строго осуждает.«Аще монах св. Четыредесятницу своим лакомством разорит, еже ясти рыбу, кроме праздника Благовещения и недели цветные: да не причастится св. Тайн и на Пасху; но другие две недели покается, а поклонов на день 300.289 Аще епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец в четыредесят дней не постится, да извержется. Аще мирский человек не постится, да отлучится».290

По примеру Иисуса Христа, непрерывно постившегося 40 дней, и нам Церковь и св. отцы внушают поститься все дни Великого поста, а не некоторые только дни его, и обличают тех, которые избирают для себя некоторые седмицы для пощения. Св. Амвросий медиоланский говорит:«Многие из верующих в недели Четыредесятницы то постятся, то предаются невоздержанию, так что одни семь дней пресыщаются, а следующие за тем другие семь дней постятся. Таким я должен сказать, что они напрасно надеются на свой пост, потому что такой пост бесполезен; ибо хотя они воздерживаются в известные дни и не вкушают сладкой пищи, но тем не угождают Богу, так как не постятся во все дни Четыредесятницы. Посему проведем это св. время со всею осторожностью, т. е. не оставим ни одного дня без поста, ни одной седмицы без бдения; потому что Четыредесятницу тот совершает, кто в посте и бдении достигает Пасхи. Как в прочее время пост составляет заслугу, так нарушение его в Четыредесятницу есть грех: потому что первого рода пост произволен, а сей необходим; первый зависит от воли, а последний узаконен; к первому нас убеждают, а к последнему побуждают».291