Григорий Сергеевич Дебольский

Благоговение к Богу, от Которого мы особенно ожидаем себе прощения, во время подвигов поста, и любовь к ближним, с которыми в это время мы должны восстановить мир и союз, древле простирались в св. Четыредесятницу до того, что запрещаемы были в продолжение ее даже телесные наказания за преступления; а потому прекращалось и самое судопроизводство уголовных и других преступлений, за решением которых неминуемо следовало наказание для преступников, разве только самое преследование преступлений было делом милосердия для ближних, как например: преследование морских разбойников, расхищавших съестные припасы, перевозимые из Африки в Рим. В этом последнем случае судопроизводство не отлагалось.316 И не только для бедных и нуждающихся истинный пост служил и должен служить источником человеколюбия, но и временем некоторого освобождения от суеты и для умножения царства животных.

Богослужение в св. Четыредесятницу.

Соединяя с постом телесным пост духовный, древние христиане ежедневно в продолжение св. Четыредесятницы собирались во храмы для молитвы, слушания слова Божия и пастырских поучений. Св. Афанасий Великий, архиепископ александрийский, в своем защитительном слове к императору Констанцию говорил о собраниях христиан 4 века для богослужения во время Четыредесятницы:«Поверь мне, государь, – я клянусь тебе в этом самою истиною, – что во время молитвенных собраний в Четыредесятницу, от невместимости церквей и от многочисленного стечения народа, была такая теснота, что нередко уносили домой задавленными весьма много детей, немало молодых женщин, также весьма много старцев, и немало отроков и отроковиц, хотя по милости Божией и никто не умер». Св. Златоуст беседовал к народу при богослужении в Четыредесятницу:«Настоящий пост доставляет нам не малое утешение; уже то самое, что мы каждый день собираемся здесь, наслаждаемся слушанием Божественного писания, видим друг друга, вместе скорбим, молимся, получаем благословение, – это одно отнимает у нас большую половину скорби».317 Но еще недостаточно ежедневно ходить в церковь, постоянно слушать поучения и поститься всю Четыредесятницу. Если мы не будем побеждать страстей и всякого зла, рождающегося в нас, то хотя бы мы ежедневно собирались сюда, постоянно слушали поучения и постились, какое для нас оправдание!»318 Августин, внушая христианам слушать ежедневное чтение Писания во храме во время Четыредесятницы, советует также, чтобы»они перечитывали это Писание дома – у себя, дабы, как питается плоть наша, так оживлялась и душа наша словом Божиим, и чтобы человек всецело, внутренний и внешний, насыщался святой и спасительной трапезой. Если же только одна плоть питается: то значит, что насыщается служанка, а госпожа удручается голодом. Итак с усердием должны вы читать и слушать Божественное Писание, чтобы и в жилищах своих, и всюду, где бы ни случилось быть вам, могли вы пересказывать его и другим и назидать их, чтобы слово Божие, как плоть чистых животных, непрестанным размышлением усваивая себе, могли вы из него извлечь для себя полезный сок, т. е. духовное чувство и для себя, и других, при помощи Божией».319

Дни Великого поста преимущественно перед другими постами суть дни сокрушения о грехах и раскаяния, посему Церковь во время него самым богослужением своим издревле особенно руководствует нас к спасительному сокрушению, по возможности удаляя в это время всякую торжественность и веселье. Богослужение в Великий пост, внушая нам сокрушение о грехах, должно начинаться, по установлению Церкви, особенными молитвами,«яже священник своим прихожанам в первый понедельник Великого поста, или во иной день первыя постныя седмицы во храме чтет». В этих молитвах Церковь произносит:«Боже, пронарекий дни сия постные законом и пророки и евангелисты, сподоби всех в чистоте течение постное прейти. Даждь рабом Твоим сердечное сокрушение и болезнь о гресех, ими же Тебе Творца своего прогневаша, могущую их от грехов очистити. Даждь убо Господи им скончати без порока сей святый пост, и в нем Твоя заповеди исполняти, яко да в чистой совести причаститися неосужденно Твоему божественному телу и Животворящей крови»и проч. От этой молитвы может быть произошло наименование первого дня св. Четыредесятницы чистым понедельником.

Богослужение в Четыредесятницу имеет немало обрядовых особенностей, которыми Церковь старается затворить входы страстям нашим, отнять у нашей плоти и чувственности все, что сколько?нибудь могло бы поблажить и льстить ей, и возбудить в сердце нашем сокрушение о грехах.

Поскольку подвиг молитвенных стояний великопостных утомительнее, нежели в иное время, то в Церковном Уставе постановлено во время великопостного богослужения для иноков:«Отныне учиненный монах начинает возбуждати братию во всю св. Четыредесятницу: обходит же тихо и презирает на спящих и восставляет к слышанию».320

Зов к великопостному богослужению бывает коснее и медленнее обыкновенного; само число звуков определено Церковным Уставом при известных случаях. Так, при начале чтения третьего часа»кандиловжигатель взем благословение у настоятеля и, сотворив поклон, изшед ударяет в кампан (колокол) трижды; пред шестым часом шесть крат, при начале девятого часа, изшед, ударяет девять крат, перед великим повечерием бьет в било двенадцать раз».321 В простые дни Великого поста, кроме Литургии преждеосвященных, церковный благовест всегда производится в один колокол – средний, или простодневный. И можно заметить, что унылое, одинаковое и протяжное стенание храмового колокола наводит на нашу душу, преданную страстям, смущение, невольно напоминая нам о последней трубе и вечности.

Заповедуя нам всегда приходить в храмы Божий с благоговением Церковь старается усилить и возвысить эти священные чувства особенно в дни святой и великой Четыредесятницы. Церковь предписывает, чтобы каждый христианин, особенно духовного чина, при вхождении и исхождении из храма полагал три поклона прямо против царских врат.«Собираемся в церковь, – говорит церковное правило, – и творяще прежде начала пения, кийждо нас, прямо святых дверей, поклоны три, глаголюще сице: Боже, очисти мя грешного, и помилуй мя: такожде и исходяще из церкве. Сице творим по вся дни (кроме суббот и недель), и целуем святые иконы»322 и проч.

Еще большего благоговения, смиренного и молитвенного настроения духа Церковь требует от христиан во время присутствия в храме Господнем при богослужении.«Не имать кто власти, – заповедует она, шепты творити, ниже плюнути, или харкнути: но паче внимати от псаломника глаголемым: руце имуще согбены к персам, главы же преклонены, и очи имуще долу, сердечныма очима зряще к востоком; молящеся о гресех наших, поминающе смерть и будущую муку и жизнь вечную». Хотя это правило преимущественно относится к слушанию шестопсалмия,323 но дух его может и должен простираться на все время пребывания нашего в храме, от начала и до конца того или другого богослужения. Надобно присовокупить к сему, что благочестивым отшельникам заповедуется молчание, возбраняется шептать и разговаривать даже в то время, когда они из храма возвращаются в смиренные келий или идут для исполнения каких?либо общежительных служений и потребностей.«По отпущении же исходяще из церкве, идем со всяким безмолвием в келий своя или на службу; и не подобает нам беседы творити друг со другом на монастыре, в пути; удержано бо (запрещено) ею от святых отцев».324 Весьма было бы полезно, если бы и никто из христиан не исключал себя из этого мудрого правила, которое направлено к тому, чтобы смягчить наши души, ввести нас – сколько можно глубже – в самих себя, возбудить искренние чувства раскаяния. Вместо напрасных слов и пустых разглагольствий Церковь советует постоянно заниматься чтением или слушанием душеспасительных книг, пением псалмов Давидовых, повторением церковных молитв. Так, для отшельников она положила правило,«чтоб после утрени и первого часа они оставались до известного времени в притворе церковном и слушали богомудрые огласительные поучения преподобного Феодора Студита».«По отпусте же (по окончании первого часа) исходим в притвор, – говорит правило Устава, – и там глаголются обычные молитвы (т. е. совершается лития), и читаются оглашения преподобного отца нашего Феодора Студита;325 читаются же непременно во всякую среду и пяток святые Четыредесятницы – от настоятеля или екклисиарха; после этого уже бывает совершенный отпуст.326 По окончании великого повечерия не только отшельники, но и каждый христианин, идя из храма Божия в дом свой, должен мысленно возноситься к Богу и читать про себя трогательную прощальную молитву церковную:«Ненавидящих нас прости, Господи человеколюбче».«Отходим в келий наши, – предписывает правило Устава, – глаголюще молитву эту, яже и от всякого человека глаголется: ненавидящих и обидящих нас.«Сей чин бывает во всю святую Четыредесятницу в повечериях». Если бы от богослужения и необходимых, безгрешных занятий житейских оставалось у нас еще свободное время, в таком случае Церковь, кроме храмового, указывает на домашнее чтение Псалтири и в образец приводит палестинских отшельников, говоря:«Прияхом же в Палестине, и в своих келиях коемуждо пети псалтир: и могущий убо совершают ю дненощно: овии же трижды в седмице, овии же дважды».327 Имея попечение о спасении душ наших, св. Церковь всеми мерами и правилами желает привести нас в такое положение, чтобы мысль наша, хотя однажды в году, вся была постоянно устремлена внутрь себя и возносилась горе к Богу Спасителю нашему.

Церковь, руководствуя нас благоговейно стоять в храме Господнем, внушает нам с древних пор во время Великого поста соединять богослужение особенно с коленопреклонениями. Тертуллиан около 190 года по Р. X. писал:«В дни поста и бдения мы не иначе молимся, как с коленопреклонением, стараясь всячески изъявлять наше смирение: тогда мы не только молимся, но и просим о прощении грехов, совершаем дело покаяния».328

Молитвенные поклоны во время Великого поста Церковь разделяет на великие и малые: великий поклон бывает в землю, – «елико мощи главою до земли довести»; легкий, или малый, поклон – в пояс,«елико может человек право (прямо) стоя поклониться, не падая коленми, ниже главу преклоняти до земли». Количество же дненощных, бываемых в церкви поклонов, суть 300, кроме полунощницы.329 Значительнейшая часть поклонов относится к чтению молитвы св. Ефрема Сирина:«Господи и Владыка живота моего»и пр. Эту краткую и умилительную молитву Церковь издавна особенным законоположением определила, изъяснив как образ чтения ее, так и совершения поклонений.«Не бо туне, ни якоже прилучися, – сказано в Уставе о святых поклонах и молитве, – умыслиша святии Отцы, и Церкви Устав предаша; но разум (т. е. глубокое значение), имущее во святых поклонех и молитве». И далее:«От древних харатейных святых книг списавше и от ведущих в сие искус (имеющих в этом деле опытность) испытахом, что глаголются великия поклоны, и кий образ имеют творения, егда с молитвою святого Ефрема творятся». Чтобы предупредить шум и суетливое движение, могущее произойти при поклонениях, особенно в том случае, когда в храме есть много молящихся, церковное законоположение учит произносить молитву и покланяться косно, не спеша, и соображаясь с действиями священнослужителя.«Егда время приблизится святым великим поклоном быти, тогда, кийждо воздев руце, и купно чувственныя и умныя очи к Богу, стоя прямо и неуклонно зря к Богу душевне и телесне, должен начать с умилением и страхом Божиим, а у кого, есть дарование слез, то и со слезами первую часть молитвы:«Господи и Владыко живота моего»и проч. По прочтении первой части сотворить большой поклон. После того, поднявшись от земли, стать в прежнем положении и с прежним чувством умиления и страха Божия произносить вторую часть молитвы:«Дух же целомудрия»и проч., и опять великий поклон. Таким же образом надлежит совершить и третью часть молитвы:«ей, Господи царю», – и положить третий поклон великий. Творя далее двенадцать поклонов малых (и последний великий), надобно сперва произносить краткую молитву:«Боже очисти мя, грешного, и помилуй мя», а потом кланяться, и все должно производить с благоговейною тихостью, приличием и благочинием. Устав никому не позволяет отступать от предписанного порядка молитвы и поклонения Господу и Владыке жизни нашей.«Тем же, елико есть от вас хотяй кто святых отец предания хранити, и во святей Церкви благочинно управити (совершать) молитву и поклоны: аще ли предстоятель, да не нерадит нимало о сих; аще ли причетник, или людянин да внимает: идеже написано:«великий поклон», да творят великий, неспешно по изглаголании святые молитвы, со страхом Божиим; а идеже просто поклон написан, да творят просто поклон: и не вкупе с молитвою, но прежде молитву, и по молитве поклон».

Не без особенной благой цели Церковь входит в подробности о совершении молитвы и поклонов; ибо безобразно кланяющийся, не зная, как должно молиться, или не делая так, как надобно, невольно нарушает благоговение, и не только не приносит пользы душе, но и делает тяжкий грех. Итак, Устав обличает – неведущих добре святою молитвою молитися, которые покланяются не по преданию церковному, а по принятой привычке, – «елико кто како составил свой нрав. Немного сгорбится, немного наклонится, потом восклонится, крестяся главою кивает и думает, что тем он исполняет чин преданных от отец поклонов. Суетные поклоны!«Для устрашения людей, ничему не хотящих научиться, ни послушаться, в Уставе с благоговейным трепетом указано правило седьмого Вселенского Собора, которое торжественно возглашается в неделю православия и которым подвергаются анафеме все презрители отеческих преданий.330

К великопостным поклонам относится вержение долу и коленопреклонение, или стояние на коленях. Повергаемся на землю в конце великого повечерия, при произнесении последней вечерней молитвы.«Подобает ведати, – говорит правило церковное, – яко вящшии уставы и обычаи повелевают после:«и даждь нам Владыко», пасти всем на землю и глаголати священнику велегласно молитву:«Владыко многомилостиве, Господи Иисусе, Христе Боже наш»331 и проч. Повергаемся ниц на Литургии преждеосвященных, когда бывает ход со святыми дарами.«Когда Божественныя преносятся Тайны, вси людие поклонение Богоподобное, и певцы, ниц падше, Христу Богу, в тайнах сущему, творят».332 Стоим на коленях также на Литургии преждеосвященных в то время, когда поются молитвенные стихи Давидовы:«да исправится молитва моя, яко кадило перед Тобою»333 и проч.

Богослужение в Великий пост, как во время, преимущественно посвященное Богу, бывает продолжительнее, нежели в прочие дни. Ежедневно, в Великом посту, кроме дней субботних и праздничных бывает великое повечерие. В составе великопостного богослужения многократно повторяется коленопреклоненная молитва св. Ефрема Сирина. Псалтирь в Великий пост еженедельно прочитывается при богослужении дважды.334 На простодневных службах Четыредесятницы положено гораздо более, чем в другие времена года, поучительных чтений, заимствованных из книг богослужебных и церковно–поучительных. Так, кроме Псалтири, паремий, канонов и молитв, указано Уставом на утренях два чтения из бесед Ефрема Сирина – одно после первой кафисмы, другое после второй; два чтения из Лавсаика – одно по третьей кафисме, другое по третьей песни канона: чтение либо из Синаксаря, либо из Пролога по шестой песни; оглашения Студитовы по окончании первого часа.335 На часах положены три чтения из Лествицы св. Иоанна Лествичника;336 на утренях суббот и недель указано читать беседы Иоанна Златоуста на шестоднев.337