«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Для того, чтобы причащение служило во оставление грехов и в жизнь вечную, надо принимать Святые Тайны достойно: «Ядый бо и пияй недостойне, суд себе яст и пиет, не разсуждая Тела Господня» (I Кор. 11, 29). Та же вещь, которая послужила орудием прославления Христа, не должна быть в бесчестии, ибо прославление и бесчестие взаимоисключаемы. На Кресте прославление Христа - Крест должен быть почитаем. Крестом совершено наше спасение, побеждены силы зла. Это оружие победы над духовным врагом, и как оружие он должен почитаться, как, например, почитался меч пророка Давида, сокрушивший Голиафа.

Почитается не только тот Крест, на котором совершилась единожды Голгофская Жертва, но и другие кресты, изобразующие первый Крест и Распятого на нем. И только с таким значением они почитаются. При таком восприятии Креста ясно становится, что количество сторон его не играет существенной роли.

Кресты могут быть и восьмиконечные, и шестиконечные, и четырехконечные, лишь бы с ними соединились воспоминания страданий Спасителя. Преподобный Иоанн Дамаскин говорит, например, о четырехконечном Кресте: «Как четыре конца креста держатся и соединяются его средоточием, так и силой Божией держится высота и глубина, длина и широта, т. е. вся видимая и невидимая тварь».

Святой апостол Павел хвалился Крестом Господа нашего Иисуса Христа (Гал. 6, 14; I Кор. 1,18, 23-24). Было бы неверно думать, что святой Апостол хвалился крестным древом самим по себе, не имея ввиду Распятого: само .ло себе древо не имеет благодатной силы, но оно получает ее через страдания Спасителя. И потому для апостола Павла Крест Господень - то, перед чем надо благоговеть. Что в Новозаветных писаниях Крестом Господним именуются не только страдания Христа Спасителя, но и сам Крест - древо крестное свидетельствует святой апостол и евангелист Иоанн Богослов: «Стояху же при Кресте Иисусове Мати Его и сестра Матере Его Мариа Клеопова и Мариа Магдалина» (Ин. 19, 25). Сам Спаситель, беседуя со Своими учениками о Своем втором пришествии, сказал, что оно будет предварено явлением знамения: «Тогда явится знамение Сына Человеческого, на небеси» (Мф. 24, 30).

Что это за знамение? - По изъяснению св. отцов Церкви это Крест Господень. Св. Иоанн Златоуст объясняет, «для чего и почему Он придет с крестом»: во-первых, чтобы «утешить и успокоить» верных, во-вторых, «дабы распявшие Его уразумели из самых дел свое собственное безумие, для этого Он покажет им самое обличение их безумия».

Крест есть орудие нашего спасения, средоточие спасения. На нем принесена великая Жертва за нас, после которой началось прославление Распятого - сошествие во ад, поражение духов злобы, затем преславное воскресение, вознесение на небо обоженного человеческого естества и седение одесную Бога Отца.

В святоотеческих творениях имеется множество свидетельств о почитании Креста, о необходимости, спасительности сего почитания. Апостольский Муж святой Игнатий Богоносец (I век) склоняется перед Крестом и говорит: «Мой дух - в прах пред Крестом, который для неверующих соблазн, а для нас спасение и вечная жизнь». О Кресте Христовом говорится и в памятнике конца I - начала II века - Послании Варнавы (см. гл. II). А христианский апологет Тертуллиан (II-III вв.) прямо говорит «верховным правителям Римской империи»: «Что касается до тех людей, которые обвиняют нас в поклонении Кресту, то мы того не стыдимся». Тот же апологет пишет: «При всяком успешном предприятии, при всяком приходе и выходе, при одевании и обувании, при умываний, при столах, при лампадах, на ложах и седалищах (то есть, садясь и ложась) и при всяком деле мы начертываем на челе знамение креста». У святых отцов Церкви последующих веков свидетельств о почитании Креста значительно больше. Все Вселенские Соборы Крест Господень благочестно принимают и лобызают. (Как и святые иконы, мощи).

В церковной истории соединено с Крестом немало чудес, которые убедительнейшим образом показывают необходимость, спасительность его почитания. Так в житии святого мученика Фео-дота (память 18 мая), пострадавшего в 303 г. в жестокое гонение при императоре Диоклитиане, рассказывается, что он перед мучением «оградил себя крестным знамением и мужественно вышел из своего дома». Крестное знамение дало страдальцу небесную силу спокойно перенести всю жестокость мучений. Точно также поступил и святой мученик Гордий (память 3 января), страдания которого описал в своей беседе святитель Василий Великий. Исповедав перед мучителями свою христианскую веру «и описав на себе образ Креста, пошел он под удар, не переменившись в цвете тела, и нимало не изменив светлости лица». Подобным образом поступали и другие мученики за веру, да и другие христиане перед совершением любого доброго или трудного дела.

Враги святого епископа Иулиана, желая умертвить его, подкупили его слугу положить яду в питье. Узнав по откровению Божию о злом умысле, святой Иулиан призвал их к себе и, взяв чашу с отравленным питьем, сказал: «Вы хотите умертвить ядом смиренного Иулиана; вот я перед вами пью эту чашу». Потом три раза осенил чашу с ядом крестным знамением и, выпив, остался невредим. Злоумышленники, раскаявшись, умоляли святого мужа о прощении, и он простил.

«Четьи-Минеи»

О святой мученице Василисе (память 3 сентября по ст. стилю) говорится, что она, «оградивши себя знамением честного Креста, вошла в пламень и долго оставалась в нем без всякого вреда». Точно также невредимой вышла из пламени святая первомученица равноапостольная Фекла (память 24 сентября), сотворившая крестное знамение перед приготовленным костром. Более того, как только пламя окружило голову святой, внезапно пошел большой дождь с градом, погасивший огонь. Мучители же, объятые страхом, бежали в свои дома.

А преподобная Мария Египетская (память 1 апреля по ст. стилю и в пятую Неделю Великого поста) не была допущена невидимой Силой к поклонению Кресту Господню до тех пор, пока у входа в храм не раскаялась в своих великих грехах -и не дала обещания перед образом Божией Матери исправить свою жизнь. Нельзя не упомянуть еще о двух чудесных событиях, связанных с Крестом Господним и засвидетельствованных первыми христианскими церковными историками Евсевием Памфилом (IV в.) и Созоменом (V в.) Евсевий рассказывает о том, что блаженный царь Константин перед битвой с Максентием удостоился видеть среди дня на небе Крест из света с надписью: «Сим побеждай».

Зрелище это «объяло ужасом как его самого, так и все войско, которое, само не зная куда, следовало за ним и продолжало созерцать явившееся чудо». Евсевий добавляет, что знамение, посланное от Бога, настолько было удивительным, «так что и поверить было бы не легко, если бы говорил кто другой. Но нас с клятвой уверял в этом сам победоносный царь, когда, спустя долго после того, мы писали настоящее сочинение и удостоились его знакомства и беседы».

После победы, когда в Риме была поставлена статуя императору, он повелел утвердить в своей руке Крест со словами: «Этим спасительным знамением, истинным доказательством мужества, я спас и освободил наш город от ига тирана». Спустя немного времени после чудесного явления Креста святому Константину, его мать святая царица Елена (память Константина и Елены 21 мая) обрела в Иерусалиме Животворящий Крест, на котором был распят Сам Господь. Это обретение, описанное другим церковным историком - Созоменом, также сопровождалось чудесами. Крест Христов находился среди других крестов. Чтобы его выделить начали поочередно возлагать кресты на больную женщину, веруя, что Господь Сам укажет на Свой Крест. - И Господь указал: как только был возложен Его Крест - больная встала с постели здоровой.