«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Но современное обезумевшее общество не понимает всего ужаса и безвозвратности столь глупого поступка, на который не решаются даже не имеющие разума животные. Мало того, сегодня некоторые подталкивают к самоубийству людей, считая это актом милосердия. Так называемая эвтаназия ("хорошая смерть") является в действительности убийством или самоубийством (в соответствии с обстоятельствами); они же убеждают не задумывающихся, что господином души и смерти является уже не Бог, а человек, что страдающим можно "освободиться от боли, которая для них не имеет смысла", а органы еще живого человека можно "подарить" другому, что тяжелое повреждение головного мозга (мозговая смерть) равносильно биологической смерти! Но еще ужаснее, что некоторые защитники эвтаназии утверждают, что эта "хорошая смерть" и есть то, что подразумевает церковь наша когда молится: "Христианские кончины живота нашего, безболезненны, непостыдны, мирны... просим", пытаясь таким образом убийство или самоубийство облечь в упаковку любви, богоугодности. Поскольку количество больных страшными болезнями, связанными с похотью, отравлением мира будет возрастать, а страдания их страшны, то пропаганда "хорошей смерти" будет увеличиваться.

Но, наверное, самое страшное то, что в наше время распространилась практика отпевания, предавания земле и церковных молитв за самоубийцу. Написал врач по просьбе родственников (часто за материальное вознаграждение), что несчастный был в момент убийства в состоянии невменяемости, и дело готово. Как будто суд такого порядка о прощении или наказании можно вершить

на земле! Это что-то похожее на католическую индульгенцию - купил и уже прощен. И для другого несчастного менее страшно: "Ведь предыдущего отпели "со святыми упокой...", прощен, а что мне мешает?" Один современный прозорливый старец, прошедший сталинские лагеря, провидел вереницы гробов самоубийц: на земле плачут и рыдают, поют упокоение, а вокруг бесы пляшут, довольные, что столько душ смогли погубить. Многие и многие люди уйдут во ад под такое пение, закончив жизнь самоубийством, лишив себя малейшей возможности бороться за жизнь вечную, за жизнь в Жизни! Сохрани, Господи, от такой смерти!

По статистике в Америке среди несчастных, окончивших жизнь таким образом, первое место занимают наркоманы, затем идут женщины, совершившие аборт и не могущие перенести ужасных воспоминаний и терзаний совести. Да, нераскаянные грехи гнетут, отягощают душу, мучают совесть; в грехах смертных нужно сокрушаться всю жизнь, но наше покаяние должно сопровождаться надеждой на милосердие Божие. Бог и Иуду-предателя простил бы, если бы он не отчаялся в своей жизни, а прибег к Господу с покаянием в своих грехах. Иисус Христос даже призывал своего изменника, приведшего воинов пленить Его, к покаянию словами: друг, для чего ты пришел? (Мф. 26,50). Так не желает Бог смерти грешника, а покаяния и исправления его. Все, что отягощает душу, нужно открыть православному священнику на исповеди, и он по благодати, данной ему от Бога, разрешит кающегося от грехов. Душевный же мир вернется тогда, когда угодно будет Господу (в зависимости от тяжести содеянных грехов, среды, в которой вырос человек, воспитания, глубины покаяния согрешившего, которые ведомы единому Богу).

Но если непоправимое уже произошло, что делать близким? Как облегчить горе тех, кто был связан с самоубийцей узами кровного родства или был очень близок к нему по духу любви? Во-первых, таким людям нужно сказать, что они смогут в какой-то мере облегчить участь несчастного только в том случае, если сами не будут прогневлять Бога, особенно дерзким и самочинным желанием ослушаться Церкви, обмануть священнослужителей и как-то добиться церковного поминовения. Такая молитва не будет угодна Богу, она не поможет самоубийце, а от самочинщиков за грех непослушания Церкви отступит благодать Божия. Нельзя свое мнение ставить выше учения и правил Церкви. Церковь - "столп и утверждение истины" (1 Тим. 3,15). Но душа близких хочет излить свое горе в молитве пред Господом, хочет попытаться как-то облегчить вечную скорбь несчастного. К святому Леониду (1841) - старцу оптинскому - обратился с подобным вопросом послушник Павел, у которого отец кончил жизнь самоубийством. Преподобный ответил: "Конечно, не было воли Божией на столь горестную КОНЧИНУ родителя твоего... Ты не должен чрезмерно печалиться. Ты скажешь: "Я люблю своего родителя, почему и скорблю неутешно". Справедливо. Но Бог, без сравнения, более чем ты любил и любит его... Вручай как себя, так и участь своего родителя воле Господней... Не испытывай Вышнего судеб. Старайся смиренномудрием укреплять себя в пределах умеренной печали". Старец Леонид дал послушнику такую домашнюю молитву:

"Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего и, аще возможно, помилуй! Неиследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех сей молитвы, но да будет святая воля Твоя!"'

Поминовение усопших, по смирению и за послушание святой Церкви, перенесенное на нашу домашнюю молитву, будет ценнее в очах Божиих и отраднее для усопших, чем совершенное в храме, но с нарушением и пренебрежением уставов церковных. Можно творить милостыню нищим и нуждающимся за самоубийцу, прося их помянуть в своих личных молитвах, но предупреждая, чтобы не дерзали подавать за него в храмах.

Мы же будем всеми силами беречься от столь ужасного поступка, помня, что постигшие нас скорби - следствие наших грехов. Поэтому со смирением и благодарением Богу, наказывающему нас в этой жизни, чтобы оправдать на страшном суде, будем их переносить, помня двух разбойников, распятых со Христом. Один признал, что достойное по своим делам приемлет, и молился Богу помиловать его, другой же роптал и хулил Иисуса Христа; первый наследовал рай, второй - вечное мучение. Также в постигших нас трудностях будем взирать на Подвигоположника Иисуса Христа, перенесшего столь великие душевные борения перед страданием, что во время молитвы у Него выступал кровавый пот, а затем претерпевшего позор, оплевания, ужасные муки и крестную смерть ради нашего спасения. Мы же не хотим перенести для своего спасения и малейших скорбей.

На войне самое главное - не падать духом, а христиане ведут смертный бой с духами злобы. Св. Иоанн Златоуст говорит, что уныние хуже беса, поэтому будем гнать это парализующее всего человека малодушное чувство, и постараемся быть мужественными борцами за жизнь вечную, жизнь счастливую, жизнь с Богом. Пусть надежда наша никогда не умирает.

СВЯТАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ПРЕДОСТЕРЕГАЕТ

- Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху, и от истины отвратят слух и обратятся к басням (2 Тим. 4. 3-4).

В наше предапокалиптическое время интерес молодежи к сатанизму растет вследствии все большего удаления от Бога. Наступила эпоха, которую можно смело назвать "языческим возрождением". Произошло оно потому, что люди, населявшие христианские страны, скатились к тому состоянию, в котором было человечество до искупительной смерти Христа Спасителя. Наиболее полно и мрачно это состояние заявило о себе дважды в человеческой истории: перед всемирным Потопом и перед приходом на землю Господа Иисуса Христа. Третий и последний период отпадения от Бога, крайнего развращения душ и подчинения их демоническому влиянию, — со скорбью можно наблюдать ныне. Возможно ли противостать процессу всеобщей апостасии? Возможно ли защититься от деструктивного демонического влияния? Как спастись в современном мире?

Прежде чем ответить на эти тревожные вопросы, постараемся понять, кто же такие падшие духи.