Григорий Дьяченко -О ТАИНСТВЕ ПРИЧАЩЕНИЯ-1. Понятие о таинстве причащения-1. Таинство это в Новом Завете называется

Эти лица состоят членами Церкви, верят в необходимость и спасительность таинств и усердно желают причащения, так что если бы имели возможность причаститься, то непременно сделали бы это.

Таким лицам усердное желание причаститься Христовых Тайн, конечно, вменяется в действительное причащение, подобно тому, как Аврааму вменилась в правду вера его (Рим. IV, 3, зач. 85).

К безпоповцам же все это относиться не может, так как они во всю жизнь не причащаются и еще утверждают, что можно спастись и без причащения Св. Тайн.

б) Из свидетельств другого рода более замечательно следующее. Блаженный Феофилакт в своем «Благовестнике» пишет: «И ты можеши не токмо по тайному причастию ясти и пити Плоть и Кровь Владычню, но и по иному образу, ибо Плоть яст кто, егда по детели проходит девственно» («Благовест.» От Иоан. зач. 24).

Как понять эти слова? Означают ли они, что можно, как кому угодно причащаться – или таинственно, или иным способом, например духовно, и что последнего рода причащение может заменять первое?

Но если понять так слова блаженного Феофилакта, то необходимо придется стать в противоречие со словами Господа о необходимости таинства причащения, преподанного в чувственном виде на тайной вечери, где Он заповедал творить сие, т. е. чувственное причащение, в Его воспоминание (Лук. XXII, 19; Коринф. XI, 25).

Обращаясь затем к другим словам блаженного Феофилакта, в том же толковании, мы приходим к полному убеждению, что он совсем не думал сказать, что видимое причащение Тела и Крови Христовой можно заменить какимто духовным причащением. Объясняя слова Спасителя о хлебе животном, ядый от которого не умирает, он прямо говорит, что здесь речь о тайнем (т. е. таинственном, видимом) причащении, что это «тайное причащение есть обычно» и что оно только необходимо, что «несть инако живота имети», а отсюда познаем, заключает он, величество тайны причащения («Благов.", л. 103104).

Таким образом, выражение блаженного Феофилакта: «Ясти и пити Плоть и Кровь Владычню» можно «и по иному образу» означает не действительное, какоето не понятное, духовным образом причащение Тела и Крови Владычней, а общение с Христом нравственное, через прохождение добродетельной жизни, каковое общение имеет тесную и необходимую связь с таинственным приобщением Плоти и Крови Христовой» (Ивановский. Сн. кн. «Руководство к обличению русского раскола» К. Плотникова, 2е изд., с. 291298).

2. Библейские тексты о св. причащении

Первое причащение было на последней пасхе, которую отпраздновал Господь со Своими учениками: ученики сделали, как повелел им Иисус, и приготовили пасху (Мф. XXVI, 19). И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: пришлите, ядите, сие есть Тело Мое (ст. 26). И взяв чашу, и, благодарив, подал им и сказал: пейте из нея все (ст. 27), ибо сия есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (ст. 28). Ибо я (говорит св. Ап. Павел) от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб (1 Кор. XI, 23), и возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое: сие творите в Мое воспоминание (ст. 24). Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови, сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание (ст. 25).

Св. причащение есть вкушение Пречистыя Крови и Тела Иисуса Христа: чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? (1 Кор. X, 16).

Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам; если не будете есть Плоти Сына человеческого, и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Иоан. VI, 53). Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день (ст. 54), ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие (ст. 55).