Новоапостольская церковь

Но часть участников движения не захотела мириться с прекращением своей деятельности, прежде всего немецкие "апостолы", отделившиеся от англичан еще в 1863 году и основавшие свою общину в Гамбурге. Путем долгих споров и организационных преобразований в 1867 году Новоапостольская церковь окончательно сформировалась. Усилиями сменяющих друг друга "первоапостолов" при четко организованной работе она не только дожила до наших дней, но и окрепла и распространилась настолько, что сегодня имеет последователей в 180 странах, а в Германии занимает третье место по численности – после Лютеранской и Римско-католической Церквей.

Вероучение

1. Главные положения вероучения содержатся в десяти статьях "Новоапостольского Символа веры". Первые три утверждают веру в Пресвятую Троицу, в Иисуса Христа, Сына Божия, и Пресвятого Духа, во святую единую Апостольскую Церковь, в воскресение мертвых и вечную жизнь. С некоторыми допущениями эти статьи выглядят вполне традиционно. Но со статьи 4-й вводятся новые положения, которые никак не могут быть признаны традиционными христианскими Церквами. Так, утверждается, что "Господь Иисус правит Своей Церковью через живущих апостолов,… которых Он послал и еще посылает". То есть вся полнота духовной власти присваивается руководителям Новоапостольской Церкви – совету двенадцати апостолов и главному апостолу. И далее, в пятом пункте подтверждается, что "все служители в Церкви Христовой выбираются только апостолами".

9-й пункт – самый важный – говорит о конце мира и высоком предназначении последователей НАЦ. Они, подготовленные ко встрече со Христом и названные душами невест, вознесутся ко Господу. Это будет первое Воскресение. На небесах состоится свадьба этих душ со Христом. После чего Христос вместе с этими преображенными душами вернется на землю и учредит Свое Царство мира. Новоапостолы будут править вместе с Ним как цари и священники. После тысячелетнего царствования Христос совершит Страшный Суд, на который предстанут все те, кто не участвовал в первом воскресении, то есть не новоапостолы. Каждый получит по заслугам. На месте старого мира Бог создаст новый, ибо небо и земля исчезнут. На новой земле воцарится Новый Иерусалим, который будет существовать вечно.

В этом видении конца мира (эсхатологии) нет ничего нового. На протяжении столетий некоторые христиане именно так прочитывали Апокалипсис, а идея тысячелетнего Царства Христа на земле (хилиазм) постоянно возникала в умах людей и постоянно осуждалась Церковью. Впервые хилиазм был осужден в 225 году. Затем многократно возрождался в учениях средневековых мистиков. Эта же идея продолжает оставаться привлекательной и для современных сект. Так, например, печально знаменитое Белое братство также проповедует хилиазм. Для сектантского мышления привлекательной является перспектива подтвердить свою избранность – именно с членами их общины Христос будет царствовать на земле. Новоапостолы часто называют себя "последней, завершающей Церковью".

2. Вторым источником учения является Библия. В то же время подчеркивается, что Библия не может заменить апостолов Христовых в качестве проповедников Его учения и дарователей таинств. Только апостолы, ведомые Святым Духом, могут верно истолковать Писание, и свободное чтение Библии верующими не поощряется.

3. Вероучительной книгой для простых верующих является периодически переиздаваемый катехизис "Новоапостольская вера: вопросы и ответы", в которой содержится всё, что необходимо знать верующему.

4. Для священнослужителей есть книга "История Царства", где содержится новоапостольская оценка всех традиционных христианских Церквей, ни одна из которых не выполнила своего предназначения – привести людей ко спасению. Раскрывается содержание таинств, которых в НАЦ три – Крещение, запечатление Святым Духом и Евхаристия. Больше книг в обиходе Новоапостольской Церкви нет. Нет и духовных учебных заведений, поскольку век апостольский – был веком простоты, а не богословских умствований.

Богослужения

1. Богослужения совершаются каждое воскресенье по образцу простой реформатской службы и сопровождаются пением хора. Схема такова: песнь, вступительная молитва, хор, проповедь главного апостола на библейский текст, хор, вторая проповедь, евхаристическая литургия с молитвой "Отче наш", "отпущение грехов", причастие, молитва, благословение, хор.

2. На неделе бывают собрания по частным квартирам. Содержание этих собраний неизвестно.

3. Три раза в году совершаются богослужения по "неспасенным усопшим", молитвы об их спасении, и затем усопших символически причащают – двое носителей сана подходят к апостолу. Он крестит их, запечатлевает Святым Духом и преподает причастие. Этот обряд напоминает крещение усопших в секте мормонов.

Эти службы за усопших привлекают многих новых членов, которые рассчитывают, что их родственники и близкие, умершие в неверии, получат возможность быть приобщенными ко спасению. Здесь играют роль и "вещие сны". Часто новоапостолы специально встречаются с родственниками недавно умерших и говорят: "Ваш умерший появился у нас. Он явился во сне". После этого навязываются контакты, которые часто приводят родственников почивших в НАЦ. Есть масса свидетельств, что новоапостолы ведут свою миссию на кладбищах, разговаривая с родственниками похороненных там.

Таинства