«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Так и в человеке – внутреннейшая, глубочайшая, задушевная сторона души именуется сердцем.

И это есть ни что другое, как внутреннее чувство души, или вообще сила ее чувствований, как и психология учит, что в душе – у нас три силы: ум, воля и чувство. И вот оното – это чувство – и есть сердце, которым мы входим в связь со всем существующим вне нас – телесным и духовным. Не трудно заметить, как сие чувство души решительно принимает впечатление от всего – и от мысли, желания, и от действия всех чувств: зрения, слуха и от внутренней деятельности душевных сил.

Поэтомуто оно и называется корнем и центром нашего существа. И нельзя не заметить всякому внимательному, что и вся наша жизнь идет именно в этом главном пункте нашего существа.

Потому то и говорится, что душа живет чувствами.

Это сердце, по замечанию опытных наблюдателей, называется или сердцем светлым, чистым, безхитростным, или же сердцем развращенным, злым, упорным, высокомерным.

Конечно, смотря по тому, какими качествами и свойствами оно наполняется, то есть к каким имеет сочувственное расположение и чем услаждается и, напротив, от чего отвращается и не имеет сочувствия. Вообще, оно имеет весьма важное значение в нравственной жизни человека, как дающее направление каждому нашему нравственному поступку.

Оно есть истинный двигатель всей нашей жизни, каково сердце, таков и весь человек…

Это сердце в естественном своем состоянии, необновленное Святым Духом, имеет всю свою преклонность к земле, питается прахом и срамными страстями, из него исходит всякое непотребство, зло, гордыня, око лукаво. Здесь же живет и таится и самый корень нашей греховности, змей самолюбия, о коем упоминает святой Макарий Великий и в изгнании которого состоит задача нашей жизни. О сем же молит Господа и святой пророк Давид: сердце чисто созижди во мне, Боже (Пс.50,12), то есть чтобы Господь вложил в самое средоточие его жизни чистоту, свет, правду, святыню и обновил все его естество.

Когда совесть за нарушение нравственного закона казнит душу, то страдает это чувство души, вместе с самосознанием. Оно по природе своей не имеет влечения к Богу, а стремится к земле. Но между тем в него, по слову святого апостола, нужно вселить Христа. И вот в этом и состоит назначение и цель нашей жизни и бытия.

Нередко в Писании сердцем называется вся совокупность внутренних сил наших. Например: воззвах всем сердцем моим (Пс.118,145), святой Иоанн Лествичник объясняет как «всеми силами души».