«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

О духе человеческом

Высшая сторона человеческой жизни есть дух. Здесь вложено Творцом Божественное семя. Это чувство Божества или идея, служащая источником нашего всегдашнего влечения к Богу. Оно же и для молитвы служит точкою опоры.

Утверждаясь в центре и самом корне нашего существа, оно служит средоточием нашей духовной жизни, проникая ее всю влечением к Божеству.

«Дух человеческий собственно есть духовное существо, которое, будучи связано с плотью, может отрешаться от нее и действовать само от себя и по себе – свободно и самостоятельно. По происхождению своему он есть непосредственное влияние Творческой мысли в собственном ее виде».

Или, как бы так сказать, воплощение Божественной мысли и ее выражение в деле и явлении. Поэтому он в самом себе, или вернее в глубине существа своего, носит ничем незаглушимое чувство Божества, которое обыкновенно называют: «идея Божества». В этой идее заключен образ Божий, ради которого человек так неизмеримо возвеличен между всеми тварями, сущими на лице земли. «Имея в себе сию идею, дух человеческий сам есть свет истины, внутреннее осязаемое свидетельство о Боге, чрез кое мы познаем Его бытие, свойства и дела.

Вовторых, дух наш есть чувство красоты, и мы созерцаем ее отчасти в самой себе, а более в ее отражениях и одушевляемся блаженною надеждою соединения с нею в вечности. Втретьих, – он есть сила добра, показующая душе высочайший образ ее деятельности в святости Божией и, по соединении с Господом, он получает от него эту самую силу творить добро во славу Божию и в свое спасение».

«Дух человеческий, будучи Божественного происхождения, не может быть заключен ни в какое понятие, поэтому же самому он ни в чем из земного не находит себе удовлетворения и по естеству своему стремится к Источнику своего бытия. Как образ Творца он прост, самосведущ, самостоятелен, свободен, могущ. В всем мире чувственном ему нет бытия, равного по достоинству. В этом его несравненное превосходство, слава и величие, потому что и Творцу ничто так не любезно, как образ Его высочайшего существа.

Человек равняется вселенной и есть малый мир. Они имеют существенное между собой отношение, человек есть первообраз мира. Самое драгоценное, мало чем не возвышающее нас до состояния ангельского, это есть именно сия идея или чувство Божества, вложенная Создателем в существо нашего духа, в котором заключается тот несомненный залог уверенности в бытии Божием, которое всегда носит в себе наш дух и в котором он всегда имеет неумолкаемое и неложное свидетельство в пользу сей истины.

В этой также идее находится основа и корень нашей веры в бытие Божие, которая положена Богом в глубине духа человеческого и заключается в прирожденном ему чувстве Божества, естественно возникающем в нем из родственного влечения его богоподобной природы к природе Божественной [из богословия епископа Сильвестра].

Эту Божественную в нас искру учители и отцы церковные называют различными именами: очами духовными, очами сердца, очами души, око сердца, – поется в каноне Богоматери, – воспущаю к Тебе, Пречистая .

«Иные писатели разумеют здесь Божественную стихию человеческой души, небесное сокровище нашего духа, единственный источник всего истинного, доброго и прекрасного в области наук, искусства и жизни практической» (проф. Карпов).