«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Действительно, несть иного имени под небесем, данного человеком, о нем подобает спастися нам (Деян.4,12), и кроме Господа Иисуса Христа несть духовной жизни. Как солнце озаряет всю вселенную, производя повсюду радость, жизнь и довольство, так и Господь Иисус Христос все содержит, питает, живит и радует. По слову святого апостола, носит всяческая глаголом силы Своея (Евр.1,3). Без Него ни единого мгновения, ни одна тварь не может жить ни в духовном мире, ни в телесном. В Нем жизнь всего сущего и спасительный свет человекам. И если бы Он на едино мгновение отвлек от твари Свою всемогущую, всезиждительнию силу, то она тотчас бы обратилась в ничтожество, из которого и произошла. По этомуто и нужно Сию самосущую жизнь и Самый Источник жизни вселить в сердце свое и тогда человек не умрет во веки, соединен будучи с Саможивотом.

Потому, можно сказать, что молитва Иисусова, то есть молитва именем Господа Иисуса Христа, по достоинству своему и важности и по силе, в ней заключенной, безспорно имеет величайшую силу и значение. Все христианское богопочтение совмещается в имени Иисус Христовом, которое поэтому и называется «ей и аминь», как совершитель всех молитв, возносимых от земли на небо. И не только сие, но даже все, что относится к области молитвы: прошения, благодарения, славословия, сердечные воздыхания, вера, надежда, любовь – словом: все содержание духовной жизни совмещается в имени Господа Иисуса Христа – Всемогущего Бога и Сына Божия, Спасителя нашего, Он есть Начальник нашего спасения и единственная дверь в вечную жизнь (Ин.10,9).

Нельзя молиться к Отцу Небесному, помимо Ходатая нашего Господа Иисуса Христа, и нельзя ожидать получения и приятия Святого Духа, если не по ходатайству Сына Божия, как и говорит Он своим ученикам: Аз умолю Отца и даст вам другого Утешителя (Ин.14,16). Един Ходатай Богу за человеки – человек Христос Иисус (1 Тим.2,5).

Вот именно в этомто отношении, то есть к таинству нашего спасения, мы имеем первую и необходимую нужду приносить свою молитву первоначально к Сыну Божию, как к своему Спасителю, Ходатаю и Искупителю. Он молится вместе с нами, как человек, ибо написано: и бысть в подвизе, прилежно моляшеся, и бысть пот Его, яко капли крови, каплющия на землю (Лк.22,44). И святому апостолу Петру говорит: Аз же молихся о тебе (Лк.22,32), и еще говорит апостолам: Аз умолю Отца (Ин.14,16). И вместе и приемлет наши молитвы, яко Бог, седяй в неприступной славе Своего Божества – на престоле высоце и превознесение, и Серафимы окрест Его. Он принял наше естество в единство Своей Божественной Ипостаси, и является новым родоначальником всего человеческого рода.

Апостол говорит: якоже о Адаме вси умирают, тако о Христе вси оживут (1 Кор.15,22). Поэтому, кто не во Христе, а помимо Него хочет устраивать свое спасение, тот, вместо спасения, найдет себе неизбежную пагубу.

Необходимость иметь общение или же единение с Сыном Божиим видно из того, что в Нем, по слову апостола, вечная жизнь, а потому Он и называется Жизнодавец, Податель вечной жизни.

Но чтобы поддерживать постоянное общение с Господом Иисусом Христом и иметь непрестающую память Божию, дабы чрез это иметь в Нем причастие вечной жизни, для этого, без сомнения, Самому Господу Богу благоугодно было открыть рабам Своим и научить их таинству непрестанной молитвы – Его пресвятейшим именем, которую, по ее краткости, можно читать во всякое время, при всяком занятии и на всяком месте, – и тем непрерывно поддерживать свое внутреннее общение со Христом Господом. Молитва сия совмещает в себе все исповедание христианской веры, и всю сущность Евангелия; теснейшим образом соединяет нас с Господом Иисусом Христом и в Нем делает нас причастниками вечного живота; очищает наш ум от суетных помыслов и делает его чистым, как небесный свет, освящает сердце, делает его вместилищем Божества, от чего человек и делается Богоносцем.