«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Потом мы говорим «Христе», и тем исповедуем Его тройственное служение нашему спасению в качестве помазанного Царя, Первосвященника и Пророка, ибо Христос – значит Помазанник. Древле помазались цари, первосвященники и пророки. И Спаситель наш, в чрезвычайной мере был помазан, по Своему человеческому естеству Духом Святым так, что в высшей степени имеет ведение Пророка, святость Первосвященника и могущество Царя. Дальнейшими словами: «Сыне Божий» исповедуем Его предвечное рождение от Отца, свойство единственно Ему единому принадлежащее и отличающее Его от прочих Лиц Святой Троицы. За исповедание Господа Сыном Божиим, Господь ублажил апостола Петра, изъясняя, что то открыл ему Отец Небесный. Затем говорим «помилуй нас». И тем исповедуем свое падение, признаем Господа Иисуса своим Спасителем, просим у Него помилования. А в этом и состоит сущность евангельского учения; именно, что мы согрешили и пришел Спаситель с неба, чтобы спасти нас.

И так для того, чтобы быть спасенным от вечной смерти, прежде всего нужно веровать в Господа Иисуса Христа, что Он есть наш единственный Спаситель, и что, помимо Него, нет нам никакого средства ко спасению. Нужно содержать непреложную уверенность, что Он есть истинный Бог и Сын Божий, нас ради человек и нашего ради спасения, сошел с небес и все прочее, что говорится в Символе Веры; принять Его учение, исполнять Его святые заповеди, причащаться Его Честного Тела и Пречистые Крови в Таинстве Евхаристии, и Святейшее Имя Его, еже паче всякого имени постоянно носить в уме, устах же и сердце; удобным средством к чему служит Иисусова молитва, которая и есть память Божия; она держит человека в соединении со дрожайшим Искупителем – Божественной силы и дает возможность исполнять Божии заповеди.

Еще возражают: «почему же вы утверждаете, что нужно всего более молиться именно Иисусовой молитвою, то есть именем Господа Иисуса Христа, а не теми молитвами, кои составлены святыми отцами, и преподаны Святою Церковию в употребление верным чадам ее к вечному их спасению? Да и кроме того, читаем в житиях святых, что многие из них молились вовсе не этою молитвою. Святой Иоанн Кассиан сообщает, что в Египте, в его время, между всеми монахами была во всеобщем употреблении сия наикратчайшая молитва: Боже, в помощь мою вонми (Пс.69,2).

Про великого Иоанникия пишется, что его постоянною молитвою была сия: упование мое – Отец, прибежище мое – Сын, покров мой – Дух Святый.

Исаак Сирский сообщает, что он знал подвижника, который молился так: «аз яко человек согрешил, Ты же, яко Бог щедр, помилуй мя», или другой подвижник, качая головою говорит – конечно в молитвенном расположении духа: «чтото будет!?…»

На все сие ответ такой: молитесь, кто как может, ибо существо молитвы не в словах, а в том, чтобы сердечное чувство души, в котором идет и держится вся наша жизнь, соединить с Господом – Источником вечной жизни. Нужно только знать, что прежде всего необходимо нам соединиться своим внутренним существом или душою своею непременно с Сыном Божиим – Спасителем нашим, потому что в деле спасения нашего, Искупитель наш Иисус Христос является к нам ближе, только чрез Него мы и можем иметь доступ к Отцу Небесному и за Его заслуги подается нам Дух Святой. Потому и молитва наша должна быть первее всего к Нему, и мы имеем нужду и заповедь святого апостола: верою вселить Христа в сердце (Еф.3,17).

Но здесь может ктолибо сказать: видишь, – «вселить Христа в сердце нужно верою, а не молитвою, как вы утверждаете!?».