«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Они не знают, что говорит о сем святой Исаак Сирин: «если мы будем жить согласно своему званию, то мир, как раб, будет служить нам, принося все потребное для жизни телесной».

Содержанием пустынной жизни служит непрестанное упражнение Иисусовою молитвою, согласно учению святого Иоанна Лествичника, что «безмолвие есть непрестанная служба Богу». Самое правило монашеское должно подчиняться ее действию, то есть если она царственно пребывает в душе и течет потоками непрестающего движения, увлекая за собою все душевные силы, или – вернее всего – нашего внутреннего человека, то тогда, по учению святых отцов, никак не нужно внимать своему правилу, но пребывать в молитве сей, как бы в пучине Божественного пресыщения. Это состояние есть выше всех наших подвигов и занятия. Оно есть цель, к достижению которой направляется вся монашеская жизнь, так что если кто из нас обилует сею молитвенною благодатью, то ему вовсе нет нужды исполнять свое правило, которое служит только средством к этому.

И вот наш совет пустыннику: пребывай в сей молитве, и она покажет тебе весь путь ко спасению, как придти к Богу.

Она покажет тебе смущением сердца, его болезнию и тяготою, что ей вредно и к спасению неполезно, также покажет светло радостным состоянием души, когда правильно течешь ты по пути своему. Она есть духовный свет, который померкает при малейшем допущении чеголибо неугодного Богу, но ярко сияет блистаниями неугасимого радования, когда право стоишь ты пред Богом; чистыми хранишь помыслы свои и во святыне содержишь чувства сердца своего и зришь Бога – Создателя своего во святилище души своей. Следовательно, живя в пустыне, всякому из нас необходимо нужно всем усердием и крепостию сил своих внимать внутренней Иисусовой молитве, и она, как путеводная звезда, незаблудно поведет нас к пристанищу вечного спасения.

Если пустынник будет чужд умного делания, то есть занятия Иисусовой молитвою, то он, по слову святого Серафима Саровского: «есть обожжённая головешка» и осудится больше всех людей, как взявший на себя высокое звание пустынника, оказался негодным. Поэтому все пустынники необходимо должны быть делателями Иисусовой молитвы, опытны в ней, могущие всякому вопрошающему сказать все, касающееся ее производства.

И, стало быть, пустыня не для всех, а только для избранников, кои предварительною жизнию достаточно подготовились ко внутренней с Богом жизни.

Имея их в виду, а еще более себя, и оставили мы сию похвалу ей, чтобы в минуты и часы расслабления и душевного обуревания, читая ее, могли вливать бодрость в души свои; великодушно, радостно и смело терпеть ее лишения, тяготу и подчас мучительное уныние – эту смерть души и адское мучение. И так, призвавши на помощь Всесильного Бога и Его Всепречистую Матерь, начинаем песнь свою в похвалу Кавказской пустыне из чувств, какие переживали мы, по лишении ее, выехавши на краткое время в Российские пределы.