«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Если сия способность наша находится в здравом состоянии и не омрачена грехом, то мы имеем такую же легкую возможность убеждаться в были предметов духовного мира, как убеждаемся в были чувственных земных предметов, при посредстве своих телесных чувств, потому что, как наши телесные чувства, непосредственно соприкасаясь предметам мира сего, приемлют соответственные впечатления, так и сия способность наша, устремляясь в вышечувственный мир, непосредственно получает оттуда ощущения, согласные своей духовной природы. И Бог, действуя на сию нашу способность, являет Себя нашему духу, а мы, приемля сие действие, молитвою можем удержать его на себе; и молитва есть средство общения и единения нашего духа с Богом.

Поэтому и вера в Бога не есть какоенибудь мысленное построение понятий или логический вывод доказательств или какаялибо мысленная уверенность. Вся эта работа производится в голове. Нет! Но это есть чувство сердца или живое ощущение нашим духом бытия Божия. Или еще более: она есть самая сущность нашей души, коренная ее природа, и внутренний закон, написанный на сердцах народов, – так как без мысли о Боге душа наша не может быть человеческою, а будет тогда скотскою. Человек потому и есть человек, что ему прирожденна вера в Бога, а без этого он не отличался бы от животных.

Глава 40.

О применении веры к деятельности пустынника. О любви. О христианской надежде

Без живой веры в промысел Божий решительно невозможно прожить в пустыне, потому что супостат диавол старается прежде всего и более всего смущать живущих здесь помыслами маловерия и сомнения в Божие промышление о нас, а когда поколеблет этим наше сердце, то мы делаемся по всему слабыми, как трость, ветром колеблема. Начинающего или даже еще только намеревающегося жить в пустыне враг берет помыслами: ну где ты возьмешь денег, чтобы приобретать себе пропитание, откуда будешь брать одежду, а когда, бывает, заболеешь, что сделаешь в пустыне непроходной?… Живущего же в пустыне устрашает разбойниками, от которых действительно и пострадали многие пустынники, конечно, по его же злобному наущению; то зверями, то сам, устрашая ночью разными привидениями.

Но когда человек утвердил себя в вере в Бога, то все сие ему как ничто. Он не обращает никакого внимания, хотя бы, как говорит один угодник Божий, столкнулись вместе небо и земля – и тогда не убоится ничего. Но чтобы приобресть таковую веру, нужно прежде всего молиться о сем ко Господу Иисусу Христу, как показали сие святые апостолы. Молясь о сем, они говорили: Господи, приложи нам веру (Лк.17,5), – и Господь не отказал, как не откажет и ныне никому из просящих о сем. Сею верою они победили мир. Сия есть победа, победившая мир, вера наша (1 Ин.5,4). Без веры невозможно угодить Богу (Евр.11,6). Чтобы приобрести ее, нужно и самому иметь о сем старание; нужно уяснить догматы веры, вникать в смысл Божественного Писания.