«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Но ничто не может быть сильнее тех изображений, коими характеризует истинную любовь святой апостол Павел в послании Коринфянам: если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящая или кимвал бряцающий. Если имею дар пророчества и знаю все тайны и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви – то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не безчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся и языки умолкнут и разум упразднится (1 Кор.13,18).

Здесь, во всем необъятном объеме, силе и неизмеримом пространстве, явственно показано ее господственное преимущество пред всякою другою добродетелию, ее несравнимое значение, царственное владычество, небесная красота и райское достоинство.

Коренясь во глубине духа, как свойство Самого Бога – наиболее нам земнородным с сей стороны познаваемого – она подобием своим привлекает на себя взоры Всеблагого, Всемогущего Бога, и здесь, как бы облекаясь в силу Вышнего, делается мощною (способною) исполнять всякую добродетель, распространяя или передавая свою благодетельную силу всем прочим способностям нашей души.

Святые отцы говорят, что такому человеку Господь не попустит погибнуть, но ими же весть судьбами приведет его на стези спасения. И это, конечно, ради Своего подобия (Божия), которое Он являет Своим милосердым сердцем, любовию и сострадательным расположением ко всякой твари.

Патриарх Константинопольский, святой Иеремия, свидетельствует: «положим, что ктонибудь из нас имел бы своим другом Самого Господа Бога, то, само собою разумеется, чрез это он имел бы своими друзьями и всех небожителей – Ангелов и святых Божиих человеков. Так точно и здесь: кто имеет в своем сердце любовь, тот имеет и все добродетели». Она есть внутренняя сила и корень всего доброго исполнения закона, совмещения всех добрых дел, будучи всем им основание, мать и глава.

Свойство любви невообразимо хорошо изображено из своего блаженного опыта святым Исааком Сирским: «в сердце человека возгорается, – говорит он, – всецелая любовь к Богу, которая безпредельно расширяется и начинает любить всех и все, не разделяясь на части и не привязываясь ни к чему исключительно. Эта безпредельная и целостная любовь рождает истинное ведение истины или духовное созерцание» (слово 18,с.111113), и потому святой Исаак, в другом месте называет ее первоначальным созерцанием Пресвятой Троицы (сл.55,с.384).

Описывая это состояние сердца, святой отец говорит: «любовь к Богу естественно горяча, и когда нападает на кого без меры, делает душу ту восторженною. Поэтому сердце, ощутившего любовь сию, не может вмещать и выносить ее, но по мере качества нашедшей на него любви усматривается в нем необычайное изменение. И вот ощутительные признаки сей любви: лице у человека делается огненным и радостным, и тело его согревается. Отступает от него страх и стыд, и делается он как бы восторженным. Сила, собирающая во едино ум, бежит от него, и бывает он как бы изумленным. Страшную смерть почитает он радостию; созерцание ума его никак не допускает какоголибо пресечения в помышлении о небесном. И в отсутствии (уединении), незримый никем, он беседует, как присутствующий (как бы кто с ним присутствовал). Ведение и видение его естественные преходят, и не ощущает он чувственным образом движения, возбуждаемого в нем предметами, потому что хотя и делает что, но совершенно того не чувствует, так как ум его парит в созерцании и мысль его как бы всегда беседует с кем другим.