«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Ум по природе имеет всегдашнее движение, а будучи таковым, он ни в чем из предметов мира сего, яко текущих, не может быть удержан, а только в одном Боге. Но и Бог благоволит нам являть Себя в нашем же сердце. Поэтомуто и нужно ум заключать в сердце и держать его пред лицом Божиим без всякого образа, вида и мечтания – совершенно голым; – словом сказать, что дело сие всецело и неотъемлемо принадлежит Господу нашему Иисусу Христу, Сыну Божию – Всемогущему Спасителю нашему и Богу, Который содержит всю тварь видимую и невидимую и носит , по слову святого апостола, всяческая глаголом силы Своея (Евр.1,3). Поэтомуто, всякому желающему достигнуть сердечной чистоты, в которой зрим бывает Бог, по слову Господа: блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят (Мф.5,8), необходимо приобщить сердце свое Ипостасному Слову Божию, чрез непрестанную сию священную молитву – Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного.

Он должен говорить: «Ты бо еси Бог мой, содержай, ум мой, да не преодолеют его помыслы нечистые, но в Тебе, Творце моем, да услаждается, яко велико есть Имя Твое любящим Тя».

Святой Исаак Сирский весьма похваляет того подвижника, который молитвою пресекает всякую беседу с помыслами: «неискусен тот, – говорит он, – кто вступает с ними в борьбу, хотя он и победит, но смрад от зловония помыслов надолго пребудет в ноздрях его».

Лучше всего при нашествии помыслов усердно читать Иисусову молитву, а ум заключать в слова молитвы, когда еще не открылось сердце.

Согласно этому говорит и Исихий Пресвитер: «якоже невозможно солнцу воссияти без света, сице невозможно очиститися сердцу от скверных и губительных помыслов, кроме молитвы Иисусова имени».

Еще: «как Черному морю, – говорит он же, – невозможно быть посреде звезд, и как невозможно человеку, живущему на земле, не дышать воздухом, так невозможно, кроме имени Иисус Христова, избавится от скверных помыслов».

Он же: «если это истинно, как вижу на опыте, то будем возглашать сие имя так же часто, как дышим. Ибо оно свет, а те (помыслы скверные) тьма; и Он, призываемый Иисус, есть Бог и Владыка, а те слуги демонские. Если истинно хочешь покрыть стыдом помыслы, достодолжно безмолвствовать и без труда трезвенствовать сердцем, да прильнет к дыханию твоему молитва Иисусова – и в немного дней увидишь это на деле» (Исихий Пресвитер).

Ум, погрузившись в Имя Божие, не имеет в себе места для принятия сторонних помыслов – худые ли то будут или добрые. Ум, соединяясь в молитве или в Имени Божием с Господом, теряет свою естественную грубость, делается чистым, как небесный свет; он издалека видит приближающийся помысл и, будучи силен о Господе, даже не обращает на него и внимания, как занятый важным делом – беседою с Царем царствующих и Господом Господствующих.

Вот, видите: куда бы человек ни обратился, на всякую сопротивную вещь победа – есть Имя Божие. Потомуто и говорится, что молитва есть мать, глава и царица всем добродетелям. Господь Иисус Христос есть и называется Избавитель; и никто, точию Он Един, может нас избавить от многих помыслов, коими страждет всякий, необновленный Христовою благодатию, человек.

Глава 42.