«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
Доказательства тому – почему имени "Иисус" приписывается Божественное достоинство. И почему для верующего и любящего Господа Иисуса, оно есть как бы Сам Он Господь и Спаситель
Но чтобы ощутить или как бы осязать внутренним чувством своей души божество в имени Иисус Христовом, – это нелегко и не есть силы человеческой, а есть дар Божий – высочайший, потому что тогда бывает действительное общение нашей души с Господом и сердечное с Ним единение, в чем и состоит цель и крайняя степень желаний всех духовнонравственных существ. Здесь душа наша как бы подавляется сладким и блаженным ощущением наития Божия и сердце наше приемлет действенное сочетание со Христом Господом, в Котором вечная жизнь и Царство Небесное.
Известно же, что каждый из нас несомненно признает те мгновения – в которые мы живо чувствуем в себе присутствие Божества – принадлежащими к возвышеннейшим мгновениям нашей духовной жизни. И вот память Божия или, что то же, молитва Иисусова дает полную возможность если не всегда быть в этом возвышеннейшем состоянии (так как, по словам святого Исаака Сирского, нет человека даже и между святыми, который бы не подвергался изменениям), то по возможности часто испытывать и пребывать в нем. Иисус Христос есть Бог, поэтому пребывающий в Нем, в Боге пребывает и Бог в нем, как и Сам Он говорит: аще кто не пребудет во Мне, извержется вон. Но аще кто пребудет во Мне и Аз в нем, тот сотворит плод мног (Ин.15,46).
Господь Сам не отделяет пресвятого имени Своего от Святейшего Существа Своего. И рече Моисей ко Господу: яви ми славу Твою. Отвеща Господь: Аз предъиду пред тобою славою Моею и воззови о имени Моем: Господь пред тобою (Исх.33,1819).
Еще и о Саул говорит: Аз бо скажу ему, елика подобает ему о Имени Моем пострадати (Деян.9,1516). Не веруяй уже осужден есть, яко не верова во имя Единородного Сына Божия (Ин.3,13);(1618).
Но омыстеся, но освятистеся, но оправдистеся именем Господа нашего Иисуса Христа и духом Бога нашего (1 Кор.6,11).
Иисус есть Христос Сын Божий и да верующее живот имате во имя Его (Ин.20,31).
Вот непреложный догмат: трие суть свидетельствующие на небеси , – говорит святой Иоанн Богослов, – Отец, Слово и Святый Дух и Сии Три едино суть (1 Ин.5,78).
Так и Сын Божий – Сам в Своем преестественном Божественном Существе, прежде век рожденный от Отца, равный Ему по всему и Единосущный, и Он же неизменно есть во всей полноте Своей Божественной Сущности в Святой Евхаристии, в христианских храмах: и Он же во Святом Своем Имени весь и всецело пребывает всеми Своими совершенствами и всею полнотою Своего Божества.
Это возвышеннейшее духовное ведение или Божественное чувство, иначе духовное (зрение) созерцание доступно бывает своим ощущением сердцу человека, вполне проникнутого ко Христу верою и любовию и всей души своей искреннейшим и всецелым расположением, при свете благодатного озарения. Обыкновенный наш естественный разум здесь места иметь не должен, как по природе своей, не разумеющий, яже суть Духа Божия, – юродство бо ему есть, зане то духовно понимается (1 Кор.2,14). Божественное сие таинство, зримое в духе и приемлемое сердцем, освящает все наше внутреннее существо, просвещает ум – сиянием невечернего света – от Вечного Света Христа Сына Божия, сущего в Своем пресвятейшем, Божественном имени, когда мы оное благоговейно носим внутри персей своих; движет волю, чрез исполнение воли Божией, к единению с верховным благом, а в чувство сердечное влагает это самое сладчайшее ощущение единения с Богом, что и дает нам вкушать начаток вечной жизни.