«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

«Не вдавайся в обман, юноша! Видел я неко­торых молящихся о любимых ими лицах, кото­рые, будучи побуждаемы на то блудной страс­тью, думали однако же, что исполняют долг свя­той любви» (прп. Иоанн Лествичник).

10) Не дозволяй себе днем помышлять о

бывших во сне мечтаниях; потому что бесы к

тому и стремятся, чтобы при помощи сновиде­ний осквернять нас, бодрствующих.

11) В наше время следует также соблюдать воздержание от обильного просмотра теле-, ви­део- и книжной продукции, которая, безусловно, направлена на разжигание соответствующих страстей, поскольку основной двигатель совре­менной культуры и экономики — похоть. При­чем жажда обладания (телом, вещью, пищей и т. д.), эта страшная сила ныне ничем не сдер­живается. Похоть — двигатель торговли, а куп­ля-продажа — основное занятие современного человека.

12) Не пребывай в праздности, потому что «праздность рождает любовь, а, родив, бережет и лелеет» (Овидий). О том, что труд, особенно физическая работа, помогает в борьбе с любыми страстями, св. отцы пишут довольно часто. Что же касается непосредственно блудной страсти, то от нее труд особенно хорошее лекарство. Наблюдая за своим повседневным поведением, мы рано или поздно понимаем, что, переживая неудачи на личном фронте, лучше всего «уйти с головой в работу». Но углубление в работу мо­жет только несколько ослабить блудную брань, а никак не искоренить из сердца помыслы. Исце­ляет же от блудной страсти слезная молитва, раскаяние и частое участие в Таинствах Испове­ди и Причастия.

Достичь же полной победы над блудной страстью нам, живя в окружении постоянных соблазнов, крайне сложно. Поэтому задача-ми­нимум для нас не падать телесно и хранить ум от соблазнов, а если и случиться упасть — не унывать, а чистосердечно открыть грех в Таин­стве Исповеди и просить Бога даровать нам силы на эту борьбу. Вообще, страсть блуда при остав­лении ее, приводит к нам уныние и тоску. С ними же лучше всего бороться при помощи чтения духовной литературы (художественной тоже), слушания духовной музыки, рукоделия и выпол­нения своих домашних и профессиональных обя­занностей. Часто в момент разрыва незаконной блудной связи с другим лицом помогает палом­ничество в монастырь, где молитвы у мощей святых, купание в святых источниках укрепляют душу в борьбе с этой страстью.

В патериках нередко встречаются истории о том, как молодые монахи приходили к старцам со словами: «Я хочу оставить обитель и вернуться в мир, потому что слишком одолевают меня блуд­ные помыслы». На это мудрые отцы отвечали: «Я во много раз старше тебя, и сколько я себя помню, блудные помыслы всегда одолевали меня. И до сих пор не могу я с ними справиться, а ты думал побороть их в юности». И братья остава­лись в монастыре, дабы и дальше бороться с блудной страстью.

Св. Ефрем Сирин пишет: «Если восстанет в тебе плотская брань, не бойся и не падай духом. Этим придашь против себя смелости врагу, и он начнет всевать в тебя соблазнительные мыс­ли, внушая: «Невозможно прекратиться в тебе разжжению, если не удовлетворишь своей по­хоти. /... / Но не малодушествуй; Бог не оставит тебя».

Стяжание добродетели целомудрия — это прямая дорога к Царствию Небесному. Св. Иоанн Кассиан называет несколько степе­ней целомудрия.

1. Если человек не подвергается возмуще­нию плотской похоти в бодрственном состоянии.

2. Если ум не замедляет в сладострастных помыслах.

3. Если при виде женщины нимало не трево­жится вожделением. .

4. Если в бодрственном состоянии не допус­кает и простого движения плотского.