«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

«Бог не создал человека грешным, а чистым и святым. Но когда первозданный Адам потерял сию одежду святости, не от другого какого греха, а от одной гордости, сделался тленным и смерт­ным, то и все люди, происходящие от семени Адамова, бывают причастны прародительского греха от самого зачатия и рождения своего. Кто сим путем родился, хотя бы не сделал еще ника­кого греха, уже грешен есть тем прародительс­ким грехом. По сей причине пришло иное рожде­ние, или возрождение, которое возрождает чело­века чрез святое Крещение Духом Святым, опять воссоединяет его с божеским естеством, как было тогда, как создали его руки Божий, восстановляет все душевные силы его, обновляет их и приводит в то состояние, в каком были они до преступления первозданного Адама».6

Общую веру христианской Церкви в сущес­твование первородного греха подтверждает древ­ний обычай, который не потерял своей важности и сегодня: крестить новорожденных младенцев, которые не имеют еще личного греха, но по­скольку произошли от плоти Адама, то восприяли заразу древней смерти через самое рождение, и которые тем удобнее приступают к приятию Крещения и отпущения грехов, что им отпуска­ются не собственные, а чужие грехи. (См. По­становления Карфагенского собора в 252 г.)

Святой Григорий Палама: «После преслу-шания мы были осуждены на смерть тела, по­скольку тогда Бог так сказал Адаму: земля ты и в землю возвратишься» (Быт. Зт 19). Ибо как оставление тела душой и отделение ее от него является смертью тела, так и оставление души Богом и отделение от Него является смертью души, хотя иным образом она и остается бес­смертной. Ибо хотя она, будучи отделена от Бога, становится гнусной и неключимой — даже больше чем труп, — но в то же время она не растворяется после смерти, как это бывает с телом, потому что она имеет свое бытие, незави­симо от состава элементов. Разумная душа, бу­дучи отделена от Бога, не только становится деятельной в дурном отношении, жительствуя, несчастная, до такой степени беспорядочно (а затем так же продолжая жить и в разделении с телом), что, наконец, во время Суда вместе с телом, в неразрешимой и невыносимой связи, будет предана вечному мучению, уготованному для дьявола и ангелов его (см. Мф. 25, 41), потому что все они мертвы, хоть и деятельны на зло; потому что они справедливо были отверже­ны от Бога, Который есть Сама Жизнь. Первый, кто подъял эту смерть, был сатана — как спра­ведливо, вследствие непослушания, отвержен­ный от Бога, — который затем через злостный совет увлекши нас в непослушание Богу, сделал нас вместе с собою участниками ее. Но Христос, своею жизнью по человеку, через дела явив вся­кое послушание, освободил наше естество от этой смерти. Подобало же, конечно, не только то самое человеческое естество, которое было в Нем воспринято, но и весь человеческий род обессмертить и возвести к общению с оною жиз­нью, которая со временем и для тела будет хода­таем вечной жизни, как, напротив, оная смерть души явилась причиной смерти и для тела»7.

Человек выходит из купели крещения чис­тым и от первородного греха, и от всех личных грехов, совершенных им до принятия этого Таин­ства. Но это не значит, что купель вместе с грехами отняла у него и тяготение к ним. Нет, оно остается как следствие поврежденной паде­нием природы. Стремление к страстям уничто­жается долгим подвигом, через насаждение в себе противоположных им добродетелей, при помощи благодати Христовой.

Глава 3. Что такое грех?

Часто, слишком часто история грехопадения пра­родителей становится предметом двусмыслен­ных шуток и легкомысленных острот. Но послед­ствия грехопадения таковы, что все человечество и до сего дня и до самого Страшного Суда будет нести на себе как некую духовную радиацию последствия этого губительного проступка.

Адам был изгнан из рая и 930 лет нес на земле труды и скорби, возделывая ее. Сидя «пря­мо рая» и оплакивая «свою наготу», он, пред­назначенный к бессмертию, вкусил, наконец, и саму смерть. Праотец, хоть и принес покаяние, но умер телесной смертью, и душа его сошла во ад. Во ад сходили и все его потомки. И нужно было еще пять тысяч лет страданий человече­ства, чтобы пришел в мир Примиритель и Иску­питель Сын Божий Господь Иисус Христос.

Что же такое грех, и почему столь тяжки его последствия для человека? Грех есть беззаконие (1Ин. 3, 4). И важно понять, что апостол Иоанн под словом «грех» разумеет не одно из многих прегрешений, но совокупность всего греха, су­щего в мире, грех в его метафизическом смысле. Равно как и «беззаконие» «значит не одно из беззаконий, не беззаконие вообще, а беззако­ние, по преимуществу заслуживающее это на­звание, — то что несет в себе самое начало беззаконности, беззаконие в чистейшем и пол­нейшем виде и смысле — деяние, в высшей степени совокупляющее в себе все то, за что отдельные беззакония называются беззако­ниями само беззаконие или, одним словом — БЕЗЗАКОНИЕ»8. Все это показывает, что грех есть извращение закона, «того Порядка, кото­рый дан твари Господом, того внутреннего Строя всего творения, которым живо оно, того Устрое­ния недр твари, которое даровано ей Богом, той Премудрости, в которой — смысл мира»9.

Грех — это нарушение воли Божией о нас.

Склонность к тому или иному виду греха заложена в человеке генетически; к некоторым порокам он остается равнодушен, а для того, чтобы победить другие, иногда требуется целая жизнь. Данная лестница страстей объемлет всю духовно-телесную природу человека: от низмен­ных животных похотей до утонченных, сугубо душевных пороков. По учению свв. отцов, по мере духовного роста человека вследствие не­правильной аскетической направленности воз­растает опасность впасть в более тяжкие с точки зрения исцеления пороки, поражающие уже ду­ховную природу человека. Главным мотивом гре­ховной жизни человека, корнем греха являются эгоизм, чрезмерное внимание к собственному бытию в ущерб бытия окружающих. Грех проявляет себя как10:

дело;

расположение или страсть;