«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

В нашем примере наркотики как нельзя луч­ше иллюстрируют, что такое псевдоудовольствие. Человек принимает наркотическое вещество не ради него самого, не ради разрешения какой-либо проблемы (за исключением языческих куль­тов, связанных с приемом галлюциногенов), а именно ради получения удовольствия, ценой ко­торого будут страдания, болезни и конфликты. Точно так же обжора с весом, угрожающим его здоровью, предается чревоугодию, а сребролю­бец — накоплению богатств, часто связанному с огромным риском для жизни.

Известный американский философ и психо­лог Эрих Фромм верно отметил, что состояние нашего тела, его здоровье гораздо точнее выра­жают наше состояние счастья или несчастья, чем наши чувства и мнения. Иными словами, если вы встречаете трясущегося от абстиненции наркомана с полуразложившейся печенью и на­рушенной координацией, ни дня не могущего провести без наркотика, не верьте ему, что он счастлив и «ему больше ничего не надо». Тело

__________________

человека прочно связано с его душой, и невоз­можно быть здоровым телесно, не имея душев­ного здоровья (под душевным здоровьем мы по­нимаем свободу человека от страстей и страст­ных влечений). Тут надо твердо усвоить, что сос­тояние сознания человека не есть состояние его души. Поэтому то, что нами может осознаваться как удовольствие, душой может ощущаться как скорбь и страдание.

Удовольствия и счастье, существующие толь­ко в голове человека, но не являющиеся состо­янием его души, можно назвать псевдоудо­вольствием и псевдосчастьем. Именно так мы можем обозначить то состояние, которое ис­пытывает человек, реализуя свое греховное вле­чение.

В своем нынешнем состоянии мы не имеем ненависти ко греху, поэтому нам так трудно про­тивостоять ему. Мы думаем: нельзя этого делать, это некрасиво, это плохо, это вредно; так и уговариваем себя, в конце концов, приходя к выводу, что это запрещено совершать по той или иной причине Священным Писанием и Церко­вью, и именно поэтому мы не будем этого делать. Но в душе мы по-прежнему признаем и чувству­ем что «это» нам очень даже нравится и приятно. Но возненавидеть грех — это значит всем серд­цем, всей душой почувствовать отвращение к нему, брезговать им, как мы брезгуем нечистота­ми, и только в таком случае, когда придет иску­шение, мы легко минуем его. Зло не найдет в наших душах отклика и сочувствия, и жизненный путь наш будет избавлен от терниев сожаления по тому, от чего мы отказались, и станет, по словам одного подвижника, «путешествием спя­щих». В противном же случае, соблазняемые грехом, мы не имеем в себе на что опереться, кроме своих пустых умствований, так как сердце наше от греха-то и не отвратилось, по словам мудреца: Человек грешный уклоняется от об­личения и находит извинение, согласно же­ланию своему (Сир. 32; 19).

Еще раз хочется обратить внимание на то, что человек создан Богом для блаженства, и поэтому в самом естественном стремлении че­ловека к счастью и радости не только нет ничего противоестественного и плохого, но, наоборот, это то немногое из человеческих стремлений, которое чаще всего приводит человека к Богу. Другое дело, что именно на этом стремлении паразитируют все грехи человеческие, и на этом стремлении к счастью нас улавливают демоны в сети греха и страстей.

Глава 4. Виды грехов

Сын мой! Если ты согрешил, не прилагай более грехов и о прежних молись. Беги от греха, как от лица змея; ибо, если подой­дешь к нему, он ужалит тебя. Всякое безза­коние как обоюдоострый меч: ране от него нет исцеления.

Сир. 21, 1-2А