«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

В этой и следующей главах речь пойдет о грехе, явленном в деле.

Богу противен каждый грех, но не все грехи одинаковы и поэтому по-разному судятся. Раз­личие между грехами и тяжесть последствий для человека зависят от того, к какой силе души принадлежит грех (к уму ли, к чувству или воле), какое участие принимал в нем человек и т.д.

Есть грехи ума: нечестие перед Богом, отре­чение от Христа, идолопоклонство, ересь, заня­тия магией, сатанизм. Это самые тяжкие грехи. Кто «добровольно решился на это зло, а потом раскаялся, временем покаяния должен иметь все время жизни своей»13.

Есть грехи вожделения или чувства. К ним относятся сребролюбие, славолюбие, сласто­любие и пр.

Наконец, есть грехи воли или раздражитель­ной части души. Это зависть, ненависть, вражда, злословие и прочие проявления гнева вплоть до убийства.

Сегодня, в эпоху плюрализма, свободы ве­роисповедания и свободы слова не считается зазорным вскользь ругнуть Православную Цер­ковь за консерватизм, а иерархов за неподобаю­щее поведение, посмеяться над «застывшей дог­мой» и «православной отсталостью». В моде религиозное творчество и «поиски духовного пути», увлечения восточными философиями, Блаватской, астрологией, гаданиями и магиз­мом. И это все у нас не только за грех не считается, но и является признаком «свободного сознания» и широты взглядов.

Тонкое и незаметное для плотских очей рас­тление ума и отступление его от Божественной Истины во мрак ложной духовности не вызывает ни в ком ни больших сокрушений, ни боязни

________________________

вечных мук. А это-то и страшно. Ибо, совершив всякий иной грех, можно прийти в храм и обра­титься с покаянием к Богу, а здесь не к кому обратиться: человек сам закрыл для себя дверь спасения и отвратился от Бога.

Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет сло­во на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем (Мф. 12,31-32).

1) Грехи против Господа Бога.

Верование снам, гаданиям, астрологичес­ким прогнозам, гороскопам и т.п. Сомнение в вере. Леность к молитве и рассеянность на ней. Нехождение в Церковь, избегание испове­ди и Святого Причастия. Кощунство над свя­щенным. Нарушение постов или неточное со­блюдение их. Другими словами — это тот рас­сеянный, безрелигиозный, мирской образ жиз­ни, который проводит не только неверующий человек, но и большинство тех, кто считает себя православным. Это невнимательность к себе, «отпущение» себе множества «несерьезных» грехов, которые, как песок, накапливаются и накапливаются, пока совсем не засыплют чело­века с головой.