Orthodoxy and modernity. Digital Library

Еще Ч.Рассел, основатель Международного общества Исследователей Библии, писал, что "Божий план был таков, чтобы через искупительную жертву Христа Адам и все, которые утеряли в нем жизнь, после испытания" искусом греха и его последствий, получили возможность возвратиться к Богу167. Иначе говоря, всем, и праведникам и неправедникам, иеговисты обещают шанс засвидетельствовать свою верность Иегове во времена земного тысячелетнего царства, которое наступит сразу после Армагеддона. Однако и здесь предусмотрено ограничение: те, кто в течение тысячелетнего жития в царствии не пожелают подвигнуть себя к праведности и совершенству, преданы будут смерти. Впрочем, эта кара не минует и тех, которые, достигнув совершенства в конце тысячелетия при последнем испытании, когда диавол будет освобожден на малое время, явят себя неверными.

В своих трудах Ч.Рассел особое внимание уделял судьбам еврейского народа168. В изданной в США книге он, в частности, пророчествовал, что до наступления тысячелетнего царства Израиль по плоти должен будет обратиться и на весь период тысячелетия с ним будет заключен Новый Завет. Мы живем в Евангельский век, который пришел на смену иудейскому. Новый Завет, по мнению Рассела, еще не заключен. "Вступление евреев в закон Завета на Сионе символизировало вступление в Новый Завет" и знаменует начало "тысячелетнего века или правления Царства Христова"169, - писал он в своем 1-м томе "Исследования Писаний". Из этого утверждения классика иеговизма следует, что сегодня в заблуждении на сей счет пребывают и нынешние свидетели Иеговы, и иные представители христианских деноминаций, поскольку все они убеждены, что уже человечество пребывает с Богом в Новом Завете.

Станут в чаемом тысячелетии зримыми представителями "небесного правительства" на земле ветхозаветные пророки. "Они будут служить среди людей и будут видимыми ими, и слава их совершенства послужит непреходящим примером и побудит людей стяжать такое же совершенство"170, - писал основатель иеговизма.

Иеговисты избегают понятия "второе воскресение", мотивируя это тем, что его нет в Священном Писании. Это так, хотя это не единственная причина, поскольку представители других христианских деноминаций в своих эсхатологических концепциях охотно пользуются этим термином.

Иеговисты, стремясь к оригинальности, используют другой, весьма известный термин из Священного Писания - "воскресение праведных и неправедных". Последнее произойдет сразу же после Армагеддона, говорят они, когда праведные (иеговисты) воскреснут с тем, чтобы насладиться, в буквальном смысле, тысячелетней жизнью под водительством "небесного правительства" во главе с Иисусом Христом. Прочим же неправедным, т.е. неиеговистам, будет представлена возможность воспринять слово Божие посредством деятельного участия, а также подражания блаженству этих "истинных" чад Божиих.

Неправедные же есть все, жившие в неведении об истине свидетелей Иеговы. Воскрешены будут злодеи и убийцы, верующие всех религий: мусульмане, конфуциане, иудаисты, православные, католики... Всем им в тысячелетнем царстве будет дана возможность воспринять слово Божие и обратиться к истине. В конце тысячелетия сатана будет на малое время освобожден от своих уз, дабы обольстить новообращенных и испытать истинную глубину их покаяния. Тот, кто подвигнется в душе ко злу, будет подвержен второй смерти - окончательной телесной смерти. Для тысячелетнего царства не будут воскрешены только злонамеренные хулители Бога171. Ни Адаму, ни Еве, как сознательно отвергшим волю Божию, иеговисты также не оставляют возможности вымолить прощение за первородный грех. То же - Иуда, фарисеи, книжники, все, кто не принял Благую весть при земной жизни Спасителя в Его Первое Пришествие. Они погребены навеки и не предстанут пред судом Христовым в век тысячелетний. Не оставлен шанс и живущим в последние времена, т.е. слышащим слово свидетелей Иеговы, но не оставивших своих заблуждений и отвергших теократическое царство.

Таковы издержки стремительно эволюционирующего учения иеговистов, ибо в трудах Рассела нет положения о сугубой участи сознательных богоотступников. Он учил, что Христос принес "искупление за всех"172. Наследники Рассела гораздо непримиримее к чужим грехам. "Жителей Содома и окресностных городов, - пишут они, - постигла кара, после которой они, очевидно, никогда не будут воскрешены"173. Сам Рассел, касаясь посмертной участи нечестивых людей, учил, что день суда будет отрадным для Капернаума и еще более отрадным для Содома174, "потому что они не имели полного знания о предопределении, о великих благословениях, осеняющих всех"175.

Если сейчас всякий живущий претерпевает искушения от мира плоти и диавола, то в блаженном тысячелетии не будет места для козней злого мира, ибо диавол будет скован, и живущим в нем останется лишь противостоять злу, исходящему из собственного сердца.

В эру царства на земле не останется ни одного нечестивца. Всякий, замысливший совершить злое и затем приступивший к нему, немедленно будет караться в соответствии со словами Псалмопевца: посмотрел на нечестивого - и уже его нет.

На заре иеговизма тысячелетнее царство представлялось в виде слегка модернизированной пасторали, где "Иерусалим будет столицей мира, а верные и совершенные люди, а именно: Авраам, Исаак, Иаков, Давид, Даниил и другие, - возьмут руководство всеми делами земли, находясь как цари в важнейших частях ее. Мы можем надеяться, что с помощью улучшенных радиостанций Авраам с горы Сион будет давать распоряжения на весь мир"176, - писал Д.Рутерфорт.

В своих богословских спекуляциях иеговисты обычно отрицают необходимость всякого посредничества в деле спасения души человека, но в одном случае они делают исключение. Оказывается, на небе Христу Спасителю потребуются "соправители". На земле, как мы уже знаем, руководить будут ветхозаветные праведники.

В тысячелетнем царстве людям не будут ведомы ненависть и предрассудки, будут оставлены преступления и политические раздоры177. "Глобальный мир будет дополнен восстановлением гармонии между людьми и животными, которые существовали в Эдеме"178. Исполнятся предречения Исаии: "Перекуют мечи на орала и копья свои на серпы" (2,4). Каждый будет наслаждаться плодами своего труда179. Пустыни будут преображены в прекрасные сады180. "И будут насаживать виноградники и есть плоды их... не будут насаждать, чтобы другой ел" (Ис. 65, 21-28).

Разумеется, в тысячелетнем царстве будет побеждена старость, и все будут постоянно пребывать в 30-летнем возрасте. Вот как описана эта благостная идиллия в книге "Жизнь - как она возникла?": "Как же будут обстоять дела с теми, которые переживут конец этой системы, будучи уже в преклонном возрасте, останутся ли они навечно пожилыми людьми, просто обладающими хорошим здоровьем? Нет, ибо Бог имеет власть повернуть вспять процесс старения, и Он к этому времени употребит эту власть. Тогда тело сделается свежее, чем в молодости, и человек возвратится к делам юности своей"181. Пожилые "постепенно станут совершенными мужчинами и женщинами, какими были Адам и Ева в Эдеме"182. В этой жизни не будет бича смерти, в ней сохранится зачатие и рождение детей.

Кстати, уже одно это указание ставит живших до тысячелетнего царства и рожденных во время оного в несправедливо неравное положение. Ибо мир сей со всеми его искушениями не сможет повредить им, а сатана будет развязан от уз лишь в конце тысячелетия, да и то на короткое время.