Orthodoxy and modernity. Digital Library

Человеческое естество двусоставное, ибо Господь сотворил тело из персти земной, вдунул в него дыхание жизни - душу. Предназначение человека состояло в разумно-творческом преображении сотворенного через жизнь по воле Божией. Материя - безжизненная и неразумная в руках человека - призвана была стать орудием прославления Божества.

После грехопадения человека и склонения его душевных и физических начал ко злу "преобразилась" и земля, и как бы подчиняясь, следовала изменениям, произошедшим в ее царе - человеке. Отныне терния и волчцы будет приносить ему земная материя, а человек призывается к труду на ней в поте лица (Быт. 3, 19).

Душа и тело тесно соединены между собою. "По виду узнается человек, и по выражению лица при встрече познается разумный", - пишет Премудрый Сирах (Пр. Сир. 19, 26). "Мудрость человеческая просветляет лицо, и суровость лица изменяет его" (Еккл. 6, 1).

Душевное состояние человека меняет и отношение к нему косной материальной природы. Жития святых свидетельствуют нам, что свирепые хищники, умиротворенные благодатью подвижников, становились покорными слугами чад Божиих.

Живая природа и состояние так называемой окружающей среды в ее экологическом аспекте также неразрывно связаны с пребыванием сердца человека в добре или зле. С умножением человеческого греха скудеет животный и растительный мир, множатся стихийные бедствия и различные смертоносные болезни.

Мы знаем, что душа человека зримо обнаруживает свою сущность через материальную плоть. "Сердце человека изменяет лицо его или на хорошее, или на худое. Признак сердца в счастье - лицо веселое" (Пр. Сир. 13, 31-32).

Но не только душа человека призвана к прославлению Творца. О Спасителе нашем - истинном Боге и истинном Человеке сказано: "Ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно" (Кол. 2, 9). Каждый человек является, в полном смысле этого слова, сыном Божиим, только не по природе своей, а по благодати. Отсюда следует, что и его материальная природа может быть отображением славы Божией, а может быть и ее осквернением.

Все заповеди Божии: "не убий", "не укради", "возлюби ближнего своего" и другие - в большинстве случаев обращены на телесно-материальную сферу бытия человека, в которой, бесспорно, главнейшее место отведено его нематериальной сущности - душе. Таким образом, жизнь и, в особенности, религиозная, является по сути своей двусоставной, т.е. духовно-материальной.

О том же свидетельствует призыв апостола Павла: "Прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших" (1 Кор. 6, 20).

Всякая духовная жизнь человека, по воле Божией совершаемая, приятна для "очей" Божиих. Невозможно человеку расти и крепнуть духовно вне града Божия. Его неумолимо повлечет к месту славы Его, он обретает покой там, где нет рекламных проспектов, газетных зазывал, безбожного смеха, отупляющих звуков музыки и всего прочего, чем так прочно оплетен мир сей. Душа его устремляется к месту, где все посвящено только Богу, - к храму или туда, где он находит напоминания о славных деяниях Господа и Его верных рабов.

Выстаивая продолжительные церковные службы, совершая коленопреклоненные молитвы, прикладываясь к честному древу креста Господня, святым иконам, человек зримо выявляет тайную жизнь нашего духа.

"Вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас" (1 Кор. 3, 16). Под воздействием Святого Духа на нашу душу наша душа сама творит наше внешнее обличье через тело, которое в этом случае является лишь послушным орудием души. Через нее в человеке проявляет себя гармония единства духовно-телесной природы.

Избранный во времена Ветхого Завета народ вполне сознавал, что "жертва Богу - дух сокрушенный", сердце сокрушенно и смиренно (Пс. 50, 19), но при этом от обрядовых форм Богопочитания не отказывался. Так, святое семейство: праведный Иосиф, Божия Матерь и Спаситель - всякий год совершали паломничество из Египта в Иерусалим на праздник Пасхи (Лк. 2, 41). И Сам воплотившийся Бог называл Иерусалимский храм, где проходили многочисленные праздники и свершались обряды, домом Отца Своего. Все ветхозаветные обычаи и обряды, связанные с домостроительством спасения рода человеческого, были для Спасителя священны.

Для нас же, живущих в Новом Завете, нет нужды в исполнении того, что было тогда лишь тенью грядущих благ (Евр. 10,1). "Древнее прошло, теперь все новое" (2 Кор. 5, 17), но это новое отнюдь не бессодержательно, напротив того, мы верим, как и ветхозаветные евреи, что Бог един, но нам открыта тайна Святой Троицы. Ветхозаветное обрезание, не имевшее силы очистить от греха человека, ныне заменено Крещением. Ветхозаветные жертвы за грех отменены Крестной Жертвой Сына Божиего. Господь в новые меха влил новое вино.