Orthodoxy and modernity. Digital Library

Как видим, ветхозаветный человек знал о необходимости смирения и покаяния. Но несмотря на это, построил Иерусалимский храм, где сокровенные чаяния и вера народа Божия получили в основном только материальное, зримое выражение. Но Христос и есть исполнение всех чаяний и пророчеств Ветхого Завета, могут возразить нам. Но именно поэтому в Новом Завете нет более места ветхозаветным обрядам. Православные и протестанты не почитают практически ни одного из праздников истинной ветхозаветной религии, кроме разве Пасхи, который в Новозаветной Церкви исполнен новым содержанием.

Новозаветному, истинно верующему не обязательно для поклонения Богу совершать паломничество в Иерусалим. Каждый из них в любом месте земли может принимать участие в бескровной жертве - святой Евхаристии. Воскресший Спаситель наполнил новым содержанием и формой служение Богу Отцу. Вместо субботы христиане стали почитать воскресенье, вместо кровавых жертв - жертву бескровную.

Предметом особой ревности протестантов является готовность православных верующих, преодолевая усталость и немощи, выстаивать продолжительные богослужения и выдерживать длительные и строгие посты. Последние, кстати, есть у протестантов (но весьма необременительные). Независимо от того, праздник или будни, служба в их молитвенных домах практически остается неизменной. Молитва несколько раз чередуется с пением, после чего немного утомившимся прихожанам предлагается проповедь, и все садятся. В конце богослужения присутствующим передают братские приветы из других общин, затем все читают молитву "Отче наш". Заключается служба пением какого-либо гимна из сборника, во время которого прихожане делают пожертвования.

На служении при совершении хлебопреломления также действует строгий регламент. При обряде крещения участвующие облачаются в соответствующие одежды. Несколько отлична от обычного заключительная часть акта бракосочетания. Вправе ли после этого протестанты утверждать, что они отвергают обряды?

Иное дело выстоять в храме в молитве два-три часа, да еще и не раз за неделю, протестанты к такому самопонуждению не готовы. Да и к чему понуждать, ведь они и без того полагают себя спасенными пред Господом и оправданными одной верою. Отсюда столь характерные для сектантов иронические замечания в адрес православных по поводу их "дедовского обрядоверия". Печально, но мало кто из них способен понять, что для православных религиозный обряд есть образ и зримое воплощение действия Духа Святого в этом мире.

Попытаемся вдуматься в слова Спасителя и спросить протестантов и иже с ними, разве можно поклоняться Богу в "духе", но не "в истине" или истинно, но без Духа? Слова "в духе и истине" (Ин. 4, 24) как раз и указывают нам на то, как правильно осуществлять духовно-телесное поклонение Господу. Истинным ли было поклонение ветхозаветных иудеев? Относительно других народов - да. Но по отношению к новозаветным христианам оно было неполным.

Поклонение в духе и истине не отменяет обрядовое служение Богу. По существу, без него не обходится и не одна из сект. "Истинные поклонники - это те, - пишет блаженный Феофилакт, - которые будут совершать служение не образное, тенистое и указывающее собою на будущее, как иудеи, но служение истинное и не имеющее никаких теней. Ибо таких поклонников ищет Себе Бог: как Дух - духовных, как Истина - истинных"255.

Истине поклоняется тот, кто участвует в жертве Христовой, кто принимает для прощения грехов и наследования вечной жизни истинное Тело и истинную Кровь Христа (Ин. 6, 51-56), а также участвует в других спасительных Таинствах Церкви, подающих верующим благодать Святого Духа. Этим, однако, никто не утверждает, что благодать "прикована" к каким-то внешним символическим действиям. Нет, строй совершения обрядов и Таинств может меняться, но если исказился духовный строй жизни и преложился на душевно-еретический, не спасет никакая, пусть и абсолютно правильно совершаемая по форме служба.

Здесь мы сталкиваемся с двумя противоположными по своей сути явлениями. С одной стороны, к примеру, старообрядцы, говорящие об отсутствии благодати Божией при неполном погружении при крещении и перекрещивающие таковых. С другой - протестанты, вообще отрицающие какое-либо действие благодати при крещении и, тем не менее, строго держащиеся за непременность полного погружения (свидетели Иеговы, баптисты и др.).

Еще можно понять первых, но к чему такой буквализм у вторых? Так совершали Апостолы, говорят нам. Но где, к примеру, написано, что при крещении нужно опускать в воду крещаемого именно спиной (у свидетелей Иеговы) или при погружении держать руки у крещаемого на голове? Ничего этого в Писании нет. Характер обрядов слагается в процессе длительного исторического бытия конфессии. Но даже среди родственных ей групп они могут быть совершенно различными. Нередко новое движение в рамках какой-либо конфессии выделяется именно незначительным изменением обряда. И тогда это малозначительное приобретает в глазах адептов нового веяния решающее значение. Богослужения, совершаемые в разных православных Патриархатах, тоже имеют немало различий, но эти различия не становятся предметом раздоров и нестроений. У сектантов какое-нибудь самоновейшее религиозное движение может возникнуть иногда из форменного пустяка, например запрещения носить галстуки и т.п.

Итак, если обряды исполняют и протестанты, чем же тогда в их глазах не правы православные? Никак не меньше молятся они, читают Священное Писание, творения Святых Отцов дома, нежели протестанты, которые тоже почитают своих отцов-богословов. Вправе ли они обвинять православных в отсутствии истинного поклонения, ссылаясь на обрядовую сторону богослужения, ведь истинны не сами действия как таковые, а состояние души, которое сопровождает их.

"Дух животворит; плоть не пользует ни мало" (Ин. 6, 63), - можно услышать в ответ на это. Но именно эти слова и обличают сектантов, которые необъяснимо зачем раз в месяц, а некоторые раз в год (свидетели Иеговы) на своих служениях пьют вино и едят хлеб. Говорят - это в память о Спасителе. Но у христианина Господь и без того всегда должен быть в памяти. На деле оказывается, что православному легче согласиться с изменениями в обряде (взять хотя бы, к примеру, соборы Русской Православной Церкви XVII в.), чем протестанту отказаться от какой-либо детали обрядовости.

Трудно, например, понять, почему протестанты совершают крещение в одно, а не в три погружения. Никаких указаний в Писании на этот счет нет. При посвящении в пресвитеры они возлагают руки на голову. Но зачем, если это всего лишь назначение на должность и не более? Нередко рукоположенный занимается сугубо административной деятельностью, никого не "окормляя". Не проще ли в таком случае просто назначить в пресвитеры?

Из всего вышесказанного можно заключить, что и православные, и протестанты, будучи обладателями дара души и тела, осуществляют как сокровенное, так и зримое служение Богу. Православным привычно указывают, что в их богопочитании много того, что Библия запрещает, например почитание святого креста Христова, честных икон, мощей святых. И при этом непременно приведут