Orthodoxy and modernity. Digital Library

Раздел XVI. О войне и воинском звании

"Воюй против Амаликитян". (1 Цар. 15, 18)

"Если кто в намерении умертвить ближнего коварно прибежит к жертвеннику, то и от жертвенника Моего бери его на смерть". (Исх. 21, 14)

"Ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое". (Рим. 13, 4)

Учение свидетелей Иеговы не дозволяет им брать в руки оружие, поскольку это может привести к пролитию крови. Не могут они принимать и какую-либо присягу, например воинскую, так как считают себя присягнувшими на верность только Богу Иегове. В своем отношении к оружию и войне они исходят из заповеди "не убий", всякое пролитие крови, пусть даже в целях обороны, нарушает эту новозаветную заповедь.

Крайности абсолютного непротивления неизбежно оборачиваются поощрением сил зла. Защита своего Отечества, своих отцов, матерей, жен, детей не есть преступление Божиих заповедей.

Апостол Павел на сей счет пишет: "Наша брань не против плоти и крови, но против начальства, против мироправителей тьмы века сего: духов злобы поднебесной" (Еф. 6, 12). На протяжении всей истории человечества враждебные духи зла через своих послушных во грехе людей стремились разрушить целостность мира Божиего.

Почти все войны были следствием стремления людей обогатиться за счет других или утвердиться в гордыне, господствуя над прочими народами. Во всех этих случаях нападающих духовно возглавляет и руководствует "дух злобы поднебесной".

Священное Писание призывает нас к невидимой духовной брани - противостоянию диаволу. Когда же тот силится подчинить нас себе, используя материальные средства - войска, военную технику, мы обязаны противостоять этому не только молитвой и упованием на Бога. В защите Отечества от врага в этом случае и будет выражаться сущность нашей молитвы. Обороняясь от нападающих и принужденный лишать их жизни, человек не преступает заповеди "не убий".

При встречах с иеговистами естественно возникает вопрос: "Если в дом придут убийцы и насильники и станут терзать ваших родителей, мучить и калечить детей, убивать близких, вы и тогда не вступитесь за них? Если будут покушаться на твою жизнь и никакие увещевания к убийце не помогут, вы не пойдете на то, чтобы лишить его жизни (если нет другого выхода) и пресечь его беззакония?" Никакого определенного ответа у иеговистов на сей счет нет.

Причем совсем неважно, каким образом защищающийся лишил жизни злодея, ведь любой предмет, оказавшийся под рукой, может послужить причиной его смерти. Так вам, пожалуй, придется отказаться чуть ли не от всех предметов обихода, поскольку они при известных обстоятельствах и "злом" умысле могут стать орудиями смерти.

Заповедь "не убий" не запрещает участвовать в оборонительных или освободительных действиях, но недвусмысленно указывает, что лишение жизни одного человека другим в силу греховных побуждений есть величайшее преступление против Творца. Только Он - Жизнодавец, и только Он вправе распоряжаться тем даром, какой дал.

Защита Отечества есть первейший долг каждого. Отметим, что Сам Господь повелевает израильтянам начать военные действия против язычников. Так, Моисею Бог говорит: "Отмсти Мадианитянам за сынов израилевых" (Числ. 31, 2). Царю Саулу через пророка Самуила повелевает: "Воюй против Амаликитян" (1 Цар. 15, 18).