Orthodoxy and modernity. Digital Library

Совесть и подчинение высшим властям.

Подводя итог этим социально-теологическим исканиям, журнал писал: "Бог долго так терпит существование этих политических правлений, что мы обязаны им подчиняться. Это избавит нас от участия в политических движениях, в революциях против установленной Богом власти"53. И если раньше иеговисты утверждали, что все политические системы человечества не установлены Богом и не получили от Него мандат на существование, то теперь было признано, что "светская власть действует для высшего блага... оно (государство. - И.Е.) является Божиим слугой"54. Но как и многое в политике иеговистов, эти пассажи были не более чем тактическими шагами. Свидетели Иеговы и поныне известны своей нетерпимостью к существующим политическим партиям и конфессиям. Так, Организацию Объединенных Наций современные иеговисты называют тем самым "зверем", о котором сказано в Откровении Иоанна Богослова.

Система взглядов Бруклинского центра в изложении Джозефа Рутерфорта, его выступления по радио, записи речей, многочисленные книги с их явно антихристианским пафосом создали вокруг бруклинцев атмосферу духовного вакуума. Предшественник Рутерфорта - Рассел предпочитал строить отношения с властями предержащими на основаниях взаимной терпимости, следуя напоминанию апостола Павла, что "всякая власть от Бога установлена" (Рим. 13,1). В своей работе "Божественный план веков" Рассел писал: "Признавая изуверский характер большинства этих правительств, ставших таковыми вследствие возвышения неправедных правителей, посредством интриг и обманов сатаны, орудовавшего через человеческие слабости и развращающие идеи, мы, однако, признаем их единственно удачными усилиями жалкого человечества, прибегшего к управлению самими собою"55. Так оправдывалось любое злое и худое правительство, ибо оно все же лучше, чем анархия. Таким образом, в эпоху "теократического царства" Рутерфорта и Норра иеговисты отошли от принципа тотальной терпимости, впрочем ненадолго; вследствие изоляции от остального мира свидетели Иеговы вновь вернулись к прежней теории.

5. Очередной провал пророчества о конце "злой системы вещей"

В 1969 г. журнал "Пробудитесь!" оповестил публику о наступлении конца света: "Еще несколько лет осталось до того, как Бог уничтожит эту испорченную систему"56.

Брошюра под названием "Почему обращаем взоры к 1975 году" сообщила, что благодаря более углубленным и тщательным исследованиям Библии "мы готовы сегодня предсказать вам, что осенью 1975 г. война Армагеддон окончится и наступит тысячелетнее царство Христа... наша хронология совершенно верна. Мы допускаем отклонения на несколько месяцев, но отнюдь не на годы, никто не вправе спекулировать словами: "О дне же том и часе никто не знает" (Мф. 24, 36). Нам известно много больше, чем Апостолам, они ничего не знали о 1975 г57"..

Почему же был избран именно 1975 г.? Дело в том, что, согласно новым цифровым выкладкам иеговистов, в этом году заканчивалось 6000 лет истории человечества, и именно столько лет Бог сможет вытерпеть эту "злую систему". О прежних вычислениях Ч.Рассела, согласно которым эти 6000 лет завершились в 1872 г., было решено деликатно умолчать. Особо акцентировалось внимание на том, что именно эти расчеты абсолютно непогрешимы.

Благодаря объявленному пророчеству заметно увеличилась численность общин свидетелей Иеговы. Если с 1960 по 1965 г. прирост составлял 2,4%, то по мере приближения "конца света" этот процент возрос к 1975 г. в пять раз58. Но когда мир спокойно пережил 1975 г., то для свидетелей Иеговы наступило время нелегких испытаний. Разочаровавшиеся оставляли секту, обвиняя Бруклинский центр в уклонении от истинного понимания слова Божиего, в превышении своих земных полномочий, напоминая, что выдавать человеческое за Божие не дозволено никому. В общинах ряда стран на этой почве произошли расколы. Относительно же несбывшегося пророчества пришлось давать разъяснения в тех же самых вестниках, в которых они были провозглашены. Пытаясь выйти из очередного кризиса, журнал "Сторожевая башня" в 1976 г. писал: "От Адама действительно прошло 6000 лет, но царство Божие наступит через 6000 лет после семитысячелетнего "дня покоя Бога", который исчисляется со времени сотворения Евы, т.е. 6000 лет нужно отсчитывать от времени сотворения Евы, ибо в тот момент Он почил от всех дел своих. А сколько недель, месяцев или лет прошло между сотворением первого мужчины и женщины, мы не знаем"59.

Все это могло бы выглядеть сколько-нибудь убедительным, если бы не прежние публикации на эту тему. В 1967 г. журнал "Пробудитесь!" сообщал: "Адам был сотворен осенью 4026 г. до н.э., тогда же была создана и Ева. И тогда же начался седьмой день, в котором Бог почил. Теперь легко вычислить, когда истекают 6000 лет человеческого существования, это случится в 1975 г60"..

Журнал "Царственное служение", специально предназначенный для "рожденных свыше", в мае 1974 г. писал: "Поступают ответы о братьях, продавших свои дома и имущество и планирующих окончить свои остающиеся дни в этой давней системе, служа в качестве пионеров. Несомненно, это прекрасный путь" - провести таким образом остаток времени перед концом этого нечестивого мира61.

Несостоявшееся пророчество о 1975 г. долгие годы травмировало сознание иеговистов. Пытаясь умиротворить подданных "теократического царства", "Сторожевая башня" в 1977 г. писала: "Предположим, что ты один из тех, кто твердо рассчитывал на эту дату... Что ж, пусть ты на время разочаровался. Но утратил ли ты что-нибудь действительно? Повредило ли это тебе? Можно с определенностью сказать, напротив, ты выиграл нечто своим добросовестным образом действия и обрел пользу"62. И как не раз в прошлом, читателям напоминалось, что "не слово Бога оказалось несостоятельным... но понимание верующих покоилось на ложных основаниях"63. В сугубо личностном плане драма верующих была куда более глубокой. Многие из них остались без жилья, без работы и средств к существованию. Среди верующих иеговистов был отмечен сильный всплеск психических заболеваний. Многие не выдерживали психических депрессий, развивавшихся на фоне несбывшихся чаяний и кончали жизнь самоубийством64.

Лидеры Бруклинского центра возложили ответственность за провал опять-таки на верующих, приводя аналогию с 1925 г., когда, вняв пророчествам, многие из них уверовали в близкое наступление Армагеддона. В последующие годы, вплоть до наших дней, бруклинские лидеры заявляют, что дата - 1975 г. носила скорее характер вероятности, нежели строгой определенности. Однако попытки погасить разгоревшийся конфликт не давали ожидаемых результатов. Руководители Бруклинского центра с сожалением отмечали: "Сегодня у свидетелей Иеговы появились противники в их собственных рядах. Возникли группы, которые срывают деятельность Центра, пишут и агитируют против него, утверждая, будто бы здесь их обманывали многие годы... они раскаиваются в том, что были связаны с церковью свидетелей Иеговы"65.

В 1976-1979 гг. почти во всех странах заметно снизилась активность миссионеров иеговизма, проповедников и специальных пионеров, в результате к 1979 г. число принявших крещение в церкви свидетелей Иеговы сократилось почти в 2,5 раза. Вот что писал по этому поводу бывший сотрудник бруклинской корпорации с 30-летним стажем и разочаровавшийся иеговист Г.Папе: "Однажды мне пришлось разбирать библиотеку, для проведения собрания. На глаза попалась старая литература Общества, и я решил прочесть ее. Оказалось, что не нужны были прежние предсказания и толкования Библии, которые были отброшены как не соответствующие текущему моменту истины... Сопоставляя старую литературу с нынешней, я убедился, что Рутерфорт, исправляя Рассела, а Норр - Рутерфорта - последовательно опровергают "божественные истины" своих предшественников"66.