Orthodoxy and modernity. Digital Library

Если в Священном Писании говорится об Иисусе Христе как о Сыне Божием, то нам следует понимать это как указание на его единосущное Божественное естество. На это указывает нам и апостол Иоанн в своем Первом Послании: "Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе, Сей есть истинный Бог и жизнь вечная" (1 Ин. 5, 20). "Им создано все, что на небесах и на земле" (Кол. 1, 16).

Сын Божий Иисус Христос равен по природе Богу и находится с Ним в особых, чем прочие, отношениях. "Ибо кому, когда из ангелов сказал Бог: "Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя". И еще: "Я буду Ему Отцом, и Он будет Мне Сыном"? Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: "И да поклоняются Ему все Ангелы Божии" (Евр. 1, 5-6).

Сыном Божиим при Его непосредственном участии было создано все: видимое и невидимое - и Ему поклоняются все ангелы. И если Ему поклоняются все ангелы, разве не следует из этого, что Он иной по своей природе, нежели они? Возможно ли при наличии столь очевидных доводов усомниться в Божестве Иисуса Христа?

О Божественном достоинстве Иисуса Христа напоминает нам и следующий стих: "Бога не видел никто и никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил" (Ин. 1, 18). Только Сын, существующий в недрах Отца, может во всем исповедовать, т.е. проникать в существо Бога. Никогда и никому из ангелов и людей Бог не давал такую власть. Сам о Себе Христос свидетельствует: "Никто не восходил на небо, как только сошедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах" (Ин. 3, 13).

Да, все ангелы и люди по благодати - сыны Божии, но только Одному вверено столь много, что превосходит имеющееся у всех прочих, так как сказано: "Никто не знает Сына, кроме Отца, и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть" (Мф. 11, 27). Возможно ли кому даже из ангелов сказать: "Я в Отце, и Отец во Мне" (Ин. 14, 10). На все самые очевидные доказательства Божества Сына Божия сектанты пытаются отыскать те или иные возражения. Но есть в Писании такие слова, после которых даже они умолкают, лишь невнятно оправдываясь, будто такой цитаты в подлинном Новом Завете нет... Если спросить их, в каком древнем кодексе отсутствуют такие слова: "Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам" (1 Тим. 3, 16), то вам вряд ли найдутся что-либо ответить. В лучшем случае вспомнят о каком-то древнем папирусе, в котором недостает главы из некоего послания апостола Павла. Но значит ли, что именно по нему одному и должно судить об интерполяции (позднейшей вставке) всех прочих? Что же касается православных, то для нас достаточно свидетельств, приведенных выше, а также и других мест Священного Писания. К тому же, согласно исследованиям, цитируемый нами стих из первого послания к Тимофею не является позднейшей вставкой.

На вопрос Христа: "Вы за кого почитаете Меня?" (Мф. 16, 15) - апостол Петр ответил: "Ты Христос, Сын Бога живаго" (Мф. 16, 16). Ответив так, Апостол не просто признает духовно-нравственное сыновство Христа по отношению к Отцу, но объявляет о бесконечно большем - об исповедании Божества Христова, ибо не собственным разумением пришел к этому Апостол, но ему было открыто Самим Отцом небесным (Мф. 16, 17). На этой вере - вере в Бога Сына-Спасителя Господь обещает основать Церковь, которая со дня Пятидесятницы победоносно шествует по вселенной. Эту веру после воскресения выразил апостол Фома, когда, увидев явившегося Спасителя, воскликнул: "Господь мой и Бог мой" (Ин. 20, 28).

Евангелист Иоанн также достаточно ясно высказывается о Божестве Христа: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог" (Ин. 1, 1). В начале (т.е. когда еще ничего не было - мира видимого и невидимого) Слово уже существовало у Бога. Более этого, это Слово Само было Богом - "Все через Него начало быть, и без Него ничего не начало быть, что начало быть" (Ин. 1, 3). Так утверждается мысль о том, что всякое творение имеет начало, и это начало бытия осуществляется только через Слово - Вторую Ипостась Святой Троицы. Этим окончательно устраняется всякая возможность почитать Слово тварным посредником между Богом и творением. Именно "Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины, и мы видели славу Его, и славу, как единородного от Отца" (Ин. 1, 14). Отсюда следует, что мы и прочие места Писания, где говорится об Иисусе Христе как о единородном от Отца, должны понимать в смысле единородного Отцу по сущности.

Для спасения рода человеческого Сын Божий явился в мир и родился от жены (Гал. 4, 5). В послании к Римлянам апостол Павел пишет, что обетования принадлежат отцам израильским и от них "Христос по плоти, сущий над всеми Бог" (Рим. 9, 5).

Антитринитаристы, оспаривающие троичную сущность Бога, выступая против божественности Иисуса Христа, часто ссылаются на следующий стих Иоанна Богослова: "Я живу Отцем" (Ин. 6, 57), а значит, Спаситель не может быть единовечным Отцу. Приводят и другой текст из того же Евангелия: "Ибо как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе" (Ин. 5, 26). Между тем сказанное означает, что посредством Духа Святого эту жизнь Отец дал своему Предвечному Сыну в земном воплощении.

В послании к Филиппийцам о Господе говорится, что Он не почитал хищением быть равным Богу, но уничижил Самого Себя, приняв образ раба (Флп. 2, 5-11). "Слово "равным" передано греческим словом isa, формой от ison, что переводится как "абсолютная единосущность", чем подтверждается полнота Божества во Христе"88.

Часто сектанты-иеговисты черпают свои доводы у еретиков IV в., утверждавших, что Сам Спаситель о Себе свидетельствовал, что его Отец более Его. Действительно, Бог Отец выше человеческого образа, с которым соединился Бог Сын, взявший на себя наши немощи и понесший наши болезни через соединение с плотью. Но в то же время (повторимся) Он - Спаситель - "не почитал хищением быть равным Богу" (Флп. 2, 6). Божество было присуще Христу по природе, поэтому Он по праву везде учил о своем равенстве и единосущности с Богом Отцом.

Писание называет Спасителя образом Бога, рожденного прежде всякой твари (Кол. 1, 15), а следовательно, Он выше творения и не является им.

О Боге Духе Святом