Orthodoxy and modernity. Digital Library

Но все это относится "до плоти". Что же касается духа, то, по заверению иеговистов, Апостолы Христовы не нуждались в руковозложении. Дух Святой Сам почил на них. Сошествие Духа Святого на Апостолов было и осталось явлением исключительным в Церкви Христовой. Нигде и никогда подобного не повторялось. Между тем свидетели Иеговы учат, что на всех учеников Христовых - числом сто двадцать - сошел Дух Святой, и те получили рождение свыше. Так ли это? В предшествующей работе мы затронули этот вопрос более подробно, здесь же отметим, что Дух Святой сошел непосредственно только на двенадцать Апостолов - ближайших учеников Христовых, которые впоследствии передавали харизму священства посредством руковозложения.

У сектантов мы наблюдаем обратное. По их мнению, Дух Святой посещает всякого, кто готов к несению креста Христова, и таким образом он становится священником Бога Всевышнего. Общее число священства у сектантов известно и составляет 144 тысячи человек. Как же это происходит? Оказывается, существует немало возможностей удостоиться "рождения свыше": тут и "озарение", и "вдохновение", и "проникновение" и т.п. Сам акт "рождения свыше" объясняется как сугубо психологический феномен: в какой-то момент жизни человек вдруг начинает ощущать себя новой личностью - причисленным к особой категории людей на земле, имеющих небесную надежду стать членом "небесного правительства". Сектанты убеждены, что в 1918 г. умершие и причисленные к этой категории воскресли. А те, кто покуда живы, сразу же после смерти возносятся на небо и становятся там членами "небесного класса". Правда, и тут у сектантов разные мнения относительно того, когда же умрет на земле или "изменится" последний из "рожденных свыше". Но это уже частности, а суть их учения в том, что человек "рождается свыше" без какого-либо участия Церкви, а непосредственно от Духа Святого.

Православное учение о церковной иерархии и "рождении свыше"

Начало иерархического служения положено Самим Богом, о чем указано в Ветхом Завете. Уже в патриархальный период иудеев, когда истинное богопознание хранилось в среде патриарших семейств, родоначальники этих семей - патриархи являлись учителями, священнодействователями и управителями Церкви, к чему они были призваны Самим Богом.

Позднее, во времена подзаконные, Господь повелел отделить из среды еврейского народа Аарона с его сыновьями и левитским коленом для служения при скинии (Исх. 28, 1-3).

Моисей поступил согласно божественному указанию, разделив ветхозаветную иерархию на три степени: первосвященническую, священническую и левитскую (Пс. 109, 4; Евр. 6, 20; 7, 11-21). В священство новозаветное избираются не из определенного рода, колена, а из всех верующих.

Разумеется, священником в Церкви Божией может стать только "рожденный свыше", т.е. крещеный и миропомазанный член Церкви Христовой, крепко наставленный в вере. Только такой человек может быть допущен к совершению над ним священнической хиротонии. Не будучи членом Церкви, невозможно стать священником. Поэтому ложны утверждения сектантов, что в их среде верующие становятся священниками, рожденными свыше непосредственно от Духа Святого.

Не вдаваясь в подробности учения Святой Церкви о священстве, вкратце приведем лишь основные аргументы православных сектоведов прошлого века относительно истинного священства.

Христова Церковь, как и ветхозаветная, должна иметь законное священство: Еф. 4, 11; 1 Кор. 12, 28; Евр. 5, 4-5; 7, 12; Ис. 66, 20-21.

Еврейский народ назывался "царством священников" (Исх. 19, 6). Однако на священническое служение избирались отдельные лица.

Среди сынов Израиля только священство имело право: а) учить: Лев. 10, 8-11; Втор. 33, 9-10; Иез. 44, 23; Мал. 2, 7; б) священнодействовать: Вт. 10, 8-9; Числ. 18, 1-7 и 20-23; 3, 10 и в) благословлять народ: Лев. 9, 22-23; Числ. 6, 23-27; Сир. 36; 18, 50; 22-23; 1 Цар. 9, 13; 2 Пар. 30,27.

Незаконно присваивавшие себе права священства жестоко наказывались Богом: Числ. 3, 10; гл. 16; 18, 7, 2; Пар. 26, 16-21.

И в Новом Завете священствовать может не всякий, а только избранный и поставленный: Мр. 3, 13-15; Лк. 6, 13; 10, 1; Иоан. 15, 16; 20, 21; 1 Тим. 1, 1; Гал. 1, 1; Евр. 5, 4.