Преподобный Ефрем Сирин-Толкование на книгу Исход-Во второй книге Исход исчисляются семьдесят душ, вошедших с Иаковом

Преподобный Ефрем Сирин

Толкование на книгу Исход

Во второй книге Исход исчисляются семьдесят душ, вошедших с Иаковом в Египет; повествуется о том, что умерли Иосиф и сыны рода его, что восстал новый царь и убивал младенцев, что Моисей спасен в ковчеге и стал сыном дочери Фараоновой, что пришел он к братиям своим с тою мыслию, что его рукою дано будет им спасение (Деян.7:25), что убил Египтянина, укорил Еврея и был обвинен им, что бежал в землю мадиамскую, сел у кладезя, защитил от обиды дев, вошел в дом Иофора, и женился на дочери его Сепфоре, что умер Фараон, что сыны Израилевы воздохнули от тяжкого рабства. Повествуется о том, как Евреи молились и были услышаны, как Бог явился Моисею в купине, как жезл стал змием, рука покрылась проказою и очистилась, как Моисей идет в Египет, как сретает его на стану Ангел и грозит убить его, как Моисей входит в Египет, и встречает его Аарон, как Моисей совершает знамения пред старейшинами народа, и они верят ему; как Моисей и Аарон входят к Фараону, но он не хочет отпустить Евреев, увеличивает их работы, запрещает давать им плевы, как жезл превращен в змия, река претворена в кровь, потом жабы, зараза, скнипы, песии мухи, гнойные струны, огонь и град, саранча, тьма и избиение первенцев, как в четырнадцатый день Евреи заколают и едят агнца, как поспешно исходят из Египта, вооружившись и украсившись золотом, серебром и одеждами, взятыми у Египтян. Потом описывается разделение моря, переход Евреев и потопление Египтян; повествуется: как Мариам воспела хвалебную песнь при море; как Израильтяне шли три дня, и не было у них воды; как древом услаждены горькие воды Мерры, как нисходила манна, явились крастели; как в Хориве Моисей источил воду из камня; как пришли Амаликитяне, вступают с Евреями в брань; как пришел к Моисею тесть его Иофор; как дан Израильтянам закон на горе Синае; как на гору Синай нисходит Бог; как там даны законы и суды; как Моисей восходит на гору и приносит оттуда скрижали, приемлет от Бога заповедь, как и из чего построить скинию; как народ, когда Моисей замедлил на горе, выливает тельца; как Моисей возвращается и вторично восходит на гору, приемлет новые скрижали и ходатайствует за преступный народ; как молит Бога, чтобы сам шествовал Он с сынами Израилевыми, и говорит: покажи ми славу Твою, да разумно вижду Тя (33:18.13); как Бог являет себя Моисею и увещавает хранить данные заповеди, и после поклонения тельцу изрекает законы. Наконец, описывается устроение скинии и всех ее утварей, и поставление ее в первый день первого месяца; повествуется, как скинию во время дня осеняет облако, и извещает Израильтян о времени вступления их в путь. Все сие описывает Моисей в книге Исход и в начале ее говорит так:

Глава 1

(1) И сия суть имена сынов Израилевых, вшедших вкупе со Иаковом во Египет (5) семьдесять душ. Сим показывается, что действительно исполнилось обетование, данное Богом Аврааму. Ибо пришедшие в плен и в рабство египетское в числе семидесяти душ, чрез двести двадцать пять лет, которые жили они там, вышли в числе шестисот тысяч носящих оружие, не включая в сие число тех, которым было двадцать и менее лет. Когда умер Иосиф, и сыны рода его; тогда восстал новый царь, и дал повеление убивать детей еврейских. Сие же сделал царь не без причины. И сатана, зная, что исполнялось уже четыреста лет, предвозвещенных Аврааму, хотел при умерщвлении младенцев умертвить и спасителя Евреев. И сам Фараон, видя, что народ еврейский умножился, и как бы источен им весь Египет, позавидовал множеству Евреев. Особенно же, когда враги их, желая уверить о себе, что знают они будущее, поелику приходило к концу число лет, определенное для пребывания Евреев в Египте, предвозвещали скорое их избавление; тогда Фараон повелел младенцев убивать, а родителей обременять напрасным трудом, при построении житниц, в которых не было нужды. Ибо, если житниц, построенных Иосифом, достаточно было, чтобы на семь лет голода запасти в них хлеба для Египтян и Хананеев и Аммореев; то, конечно, достаточно их было, чтобы вместить в них хлеб для одного Египта. Но чем более старался Фараон об истреблении еврейских младенцев, тем более возрастало число рождающихся; и чем больше усиливался царь притеснять Евреев, тем паче беспокоило его размножение сего народа. Посему, Евреи стали ненавистны и самым Египтянам.

Поелику Фараон жалел о своей реке и опасался, чтобы не испортились ее воды от ввергаемых в нее младенческих тел; то призвал повивальных баб и приказал им сделаться убийцами, то есть своею властью принудил их поступать противно своему наименованию, и из врачующих стать умерщвляющими. Но бабы не послушали царя, хотя и обещали то. Вместо того, чтобы, по приказанию царя отнимать жизнь у младенцев, они готовы были, для их спасения, пожертвовать своею жизнью. Но когда ожидали они, что примут за сие венец исповедничества, тогда Бог вложил в уста их мудрое слово, и избавились они от смерти. (20) И благо им было, то есть домы их распространились, когда думали они, что за спасение многих младенцев Фараон предаст их конечному истреблению.

Когда же царь осмеян был сими женами, хотя и не знал того; тогда решился кровью младенцев осквернять воды в реке, и плотью их напитать рыб. Но и в этом не имел он успеха; потому что число Евреев умножалось. Наполнил он реку телами младенцев, как и хотелось ему; но в тоже время и Египет, чего не хотелось ему, наполнился Евреями. Видя, что река загнила от младенческих тел, радовался Фараон; примечая же, что Евреи как бы точат весь Египет, сильно беспокоился. Так повеление царя не отменялось, но с исполнением оного не исполнялось его желание; и на берегах реки, подобно саранче, лежало множество младенческих тел, и к мучению царя, улицы в Египте оглашались голосами младенцев.

Глава 2

В это время, когда были столько утесняемы Евреи, родился Моисей, и матерь его, видя, как он прекрасен, скрывала его с опасностью своей жизни, пока только была возможность скрывать. Ибо боялась, что за пренебрежение Фараонова повеления, как скоро сие откроется, умерщвлен будет весь род ее, и Моисей не останется в живых. Смотри же, Египтяне так строго наблюдали за Евреями, что матерь Моисеева не могла уже долее скрывать у себя младенца. И вместе примечай, благость Божия так заботливо хранила Евреев, что вышли они из Египта в числе шестисот тысяч. Матерь Моисеева положила младенца в ковчег, возвратилась домой, преклонила колена, и в молитве с горькими слезами жаловалась на Фараона Богу Авраамову, говоря: "Ты благословил народ наш, чтобы умножался, и вот он многочислен, как благословил Ты. Но Фараон умыслил зло, чтобы по истреблении младенцев, земля оставалась без возделывающих, и по истреблении рождаемых исчезло семя, которое благословил Ты". Сестра Моисеева Мариам сидела на берегу реки, (4) да уведает, какой конец будет с младенцем, положенным в ковчег. Ибо надеялась на Бога и на красоту младенца, думала, что первый, кто увидит ковчег, возьмет и спасет младенца от смерти. Дневной зной заставил дочь Фараонову не в обыкновенное время идти к реке, и в ней (5) измытися. Хотя вышла она, по-видимому, и по своей воле, по причине дневного зноя; но, как вышла не в обыкновенное время, то сделалось сие не по ее воле. Так собственная ее воля непроизвольно привела ее к реке, чтобы извлечь из нее того, кто назначен был за потопленных в реке младенцев отмстить потоплением в море. Увидев же младенца, что он прекрасен, дочь Фараонова рассудила с своими рабынями, что египетские боги неплодству ее уготовали в реке сына; и она убедилась в той мысли, что сим освободится от поношения, получит великое утешение, и для отца ее будет преемник его престола. Тогда приходит Мариам не печальная и не радостная; ибо не показывала в себе ни печали, ни радости, чтобы приличною наружностью скрыть настоящее свое намерение. (7) И рече дщери Фараонове: призову ти жену кормилицу от Еврей, у которой и молоко чистое, и сердце прекрасное, которая тем и другим весьма пригодна для вашего царского сана. Мариам поспешно идет домой, и приводит (8) матерь отрочате, в приличной одежде, и за великие дары соглашается матерь быть кормилицею своего сына. Та, которая отдала бы весь дом за Моисея, чтобы не бросали его в реку, когда отдается ей Моисей, не хочет воспитывать его даром. Наконец, берет она своего сына, но не оставляет и ковчега. И кого выносила из дому со скорбью, того вносит в дом с радостью; кого принесла на реку в темноте, того возвращает к себе, несет по улицам и вносит в дом со светильниками. Возможно стало матери видеть рожденного ею, который скрываем был три месяца, чтобы никто его не видел. Так, в реке увидел свет, кто брошен был в реку, чтобы лишиться там света.

Когда Моисей, по окончании воспитания его, был приведен в дом Фараонов; тогда радовал он родителей красотою своею; но печалило их косноязычие его. Моисей же, по обрезанию своему, и особенно по рассказам, какие тайно слышал от матери и сестры, знал, что он сын Иохаведы. И поелику приближалось к концу исполнение четырехсот лет: то Моисей приходит к братиям своим испытать, не может ли его рукою совершено быть избавление Евреев. И как приставник, убитый Моисеем, превосходил жестокостью всех приставников Фараоновых, и хотя Моисей весьма часто укорял его, не внимал тому; то, убив его, скрыл Моисей в песке того, кто притеснял семя, которому, по благословению Божию, надлежало стать многочисленнее песка морского. В песке речном скрыл его Моисей прежде тех собратий его, которых тела должны быть извергнуты морем на песок морского берега. (13) Изшед же во вторый день, виде два мужа биющыяся, и хотя, как сын царский, имел власть и наказать и предать смерти, однако же не пользуется властью, но делает только справедливый выговор обидчику. Но обидчик сей, вместо того, чтобы принять выговор, при всех обличает царского сына в убийстве, и говорит: (14) кто тя постави князя над нами? Как же ты, человек до бесстыдства своевольный, говоришь сыну царскому: кто тя постави князя над нами? Он князь и над приставниками, которые надзирают за тобою; как же он не князь над тобою? Впрочем, Моисей ужаснулся, когда сверх чаяния узнал, что дело его разглашено. Уличал же Моисея в убийстве не тот Еврей, который был им спасен. Если укоризна была несправедлива, то значит, что Моисей не за него убил Египтянина. Еврей, избавленный от Египтянина, был обижен, как и девы, обиженные у кладезя. Моисей, убив Египтянина, хотел сделать там облегчение Евреям, которых притеснял Египтянин: но избавленный открыл другому Еврею по дружбе; сей же другой, по злобе, обвинял Моисея. Итак, узнано сие было и Фараоном, а военачальникам и князьям открылся случай жаловаться на Моисея, который укорял их за то, что без милосердия делают зло Евреям. Фараон пришел в такой гнев, что готов был обагрить руки свои кровью усыновленного и предать смерти наследника престола своего. Моисей убоялся причинить скорбь истинным своим родителям, когда усыновившие его подвергнут его мучениям, и бежал в землю мадиамскую.