«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Ап. Иуда пишет: "...в последнее время появятся наглые ругатели... это люди отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа" (18-19 ст). Рим. 16:17: "Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них". Писание говорит очень гневно о разделениях, и в истории Церковь очень серьезно относилась к разделениям и ересям, не так, как мы сейчас. Христос пророчествовал: "Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там - не верьте..." (Мф. 24:23).

Но мы сейчас это и говорим. Приглашая людей к себе и заявляя, что мы - Церковь, мы тем самим говорим, что у нас Христос, но Его у нас нет, т.к. оставил и вверил Он Себя Церкви, а мы отделились от Нее. Ведь протестанты эти пророчества исполняют на себе вполне. Как мы можем строить свои церкви вне Церкви Христа? Мой отец как-то говорил об отделенных баптистах, что это разделение было грехом, так как какие бы ни были непонимания в церкви - их нужно решать внутри и не допускать разделения ни в коем случае. Очень правильная и мудрая мысль!

Так почему мы понимаем это тогда, когда от нас отделяются, а когда мы отделились от Церкви, то об этом не думали? Зло порождает зло, разделение - разделения. Когда-то баптисты пренебрегли авторитетом Церкви и посчитали, что лучше знают, как надо верить и жить. Потом отделенные также не посчитались с нашим авторитетом. Потом вышли от баптистов пятидесятники, харизматы, "Свет Евангелия"; потом образовали союз автономных церквей. Недавно, вот на этой неделе, когда пишутся эти строки, вышла из союза баптистов еще одна церковь в г.Макеевке, и некоторыми пасторами, как стало мне известно, готовится другой выход из братства нескольких церквей. Эти разделения будут все расти и расти. Мы настаиваем, что живем только по Писанию. Почему же мы не слушаем Ап. Павла и не остерегаемся произведших разделения?

Протестантизм - это, по сути, развитие греха папы римского. Когда-то он возгордился и подумал, что он не нуждается в других и ему одному" открыта истина. Лютер лишь возразил: "А почему это одному папе римскому? Всем нам открыта полнота истины". И результатом этого стали эти бесконечные деления. Никто не нуждается в других, каждый самодостаточен и каждый строит свою церковь, как хочет и как понимает; он - местный папа римский, ему самому открыта истина.

В Церкви же такое невозможно. В Ней истина открыта не каждому в отдельности, а всей Церкви как единому телу; вся Церковь обладает истиной как целое, а не каждый в отдельности.

Вы посмотрите, к чему привела эта идея о всеобщем священстве - к бесчисленным разделениям. В одной только Америке на 1900 год, когда делений еще было намного меньше, чем сейчас, уже насчитывалось 14 "сортов" только баптистов, не говоря о других течениях: Правильные Баптисты, Баптисты Шести положений, Баптисты седьмого дня, Баптисты свободной воли, Общие Баптисты, Отделенные Баптисты, Соединенные Баптисты Баптистская Церковь Христова, Первоначальные Баптисты, Древние Баптисты, Баптисты двух начал в душе и т.д. (Н. Варжанский "Доброе исповедание". 1998 г., с. 42). По подсчету же одного протестантского историка сегодня "в мире насчитывается около 22 000 различных протестантских конфессий, вероисповеданий, сект и т.п." (Цит. по А Кураеву "Протестантам о Православии", с. 33). Кто же, интересно, из всех есть "столп и утверждение истины"? Хотя, главное не это даже, а то, что разделения - это результат гордости человека, неспособности его признать авторитет Церкви Божией и подчиниться ему. Все это не есть Церковь Христа. Все мы исполняем на себе эти пророчества проклятия и отпали от Церкви.

Здесь у нас сразу возникает много вопросов: а как же все то хорошее, что есть у нас? А измененные жизни? А плоды - разве у нас нет плодов хороших? Разве никто из нас не имеет Духа Святого? Меня самого эти вопросы долго волновали, поэтому давайте попробуем подумать над этим и рассмотреть все по порядку.

1. Разве нельзя строить новые церкви? Ведь сказано же: "И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный...", а также: "Я по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, как строит" (1 Пет. 2:5; 1 Кор. 3:10), - вот мы, дескать, и строим, как Ап. Павел и говорил. Но здесь у нас происходит тончайшая подмена. Мы строим на Библии, т.е. на своем извращенном понимании Библии, но Ап. Павел дальше говорит, что "никто не может положить другого основания кроме положенного, который есть Иисус Христос" (Ист.). Библия не есть Иисус Христос, это очень важно! Церковь без Писания может жить, как жила Она первые и лучшие свои века. Без Христа же не может Она быть никак. Библия - это отвес, это канон, эталон, по которому строится Церковь, а Христос - основание. Мы же взяли этот отвес и положили его вместо основания, но Церковь не созидается на Библии, Библия была создана Церковью. "Церковь есть столб и утверждение истины", а не Библия, т.к. Церковь была раньше и Ею при водительстве Духа было написано Писание.

Вот на что похожа наша попытка построить Церковь на Библии. Жил царь. У него были дети. При дворе его были дети придворных. Этот царь любил своих детей и учил их, как нужно вести себя, чтобы быть достойными своего положения царевичей. Он написал для них правила этикета и поведения: как одеваться, разговаривать, вести себя за столом и проч. Дети придворных завидовали детям царским и хотели быть похожими на них. Однажды они украли эти правила и стали их исполнять. Они выпросили родителей пошить им такую же одежду и стали вести себя точно так, как эти дети царя, и даже называли себя царевичами. Они думали: мы полностью стали такими, как эти дети, а может и лучше. Теперь Царь будет рад, что у него такие послушные дети.

Как вам эта история? Безумие, не так ли? Но это пример нашего безумия.

Мы взяли Библию, эти указания и предписания Отца своим детям, Христа своей Невесте, и стали строить свою церковь по этим правилам. Когда я говорил с одним человеком о том, что раз баптизм отделился от Церкви, то он уже не Церковь, он спросил: "Ну, объясни мне по функциям Церкви, где мы неправы?" Вот суть нашего непонимания. Мы думаем, что подражая Церкви, Делая то, что Она, мы становимся Церковью. Мы читаем эти правила и то, чем Бог определил заниматься Церкви: молиться, собираться вместе, петь, проповедовать, рукополагать пасторов, крестить, причащаться, помогать друг другу и т.д., и пытаемся их исполнять. Но это не может нас сделать Телом Христовым, как не может оно сделать придворных детей царскими. Нужно родиться в Божьей семье, чтобы быть Его детьми. Рождение же происходит в крещении в Церкви. Даже если у нас получится выполнить все лучше, чем Церковь (хотя это возможно только, если сравнивать себя с нерадивыми Ее членами, да и то, главнейших функций Церкви, таких как крестить во Христа, отпустить грехи, причастить Христу и под. мы выполнить никогда не сможем), то и тогда мы не станем Церковью. Это самовольное посвящение себя Богу называется в Церкви самосвятством. В Числ. 16 люди хотели сами посвятить себя Богу и быть священниками, но Бог такого не принимает. Нужно не свои условия ставить, а принимать Божии; не свои церкви строить, а присоединяться к той, которую Христос создал и освятил для Себя. Недостаточно того, чтобы мы полюбили и избрали Христа, нужно чтобы и Он нас избрал и познал: "Многие уверовали во имя Его, но Сам Иисус не вверял себя им" (Ин. 21:23-24). А вверил Он Себя двенадцати, а потом всей Церкви; познал Он не всех веровавших, а Церковь - Невесту свою (2 Тим. 2:19). Недостаточно девушке избрать парня - парень также должен избрать эту девушку, чтобы брак состоялся. Так и со Христом: мало нам избрать Христа, нужно чтобы Он нас избрал, а избрал Он одну Церковь. Христос говорил: "Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил..." (Ин. 15:16). Да, мы может и избрали Христа, но Он нас не избрал. Мы отвергли Eго Церковь, Его крещение, Его пасторов, Его церковное устройство, сделали все сами и хотим заставить Христа пребывать в нашей церкви, но этого не будет. Нельзя Церковь родить и начать строить заново. Ее однажды основал Христос, и Она существует уже 2000 лет и не может быть разрушена, чтобы появилась нужда строить новую.

2. Разве мы не имеем Духа Святого, ведь сказано, что "...Отец небесный даст Духа просящему у Него" (Лук. 11:13), а мы ведь просили, неужели Он не дал? Вспомним уже приводимый пример о самарянах. Они уверовали, покаялись, крестились, но Духа не получили, п.ч. Он может быть дан Богом только в Церкви и Церковью. Апостолы верили во Христа, именем Его чудеса творили, исцеляли, проповедовали, но Духа не имели и получили его только в Пятидесятницу. Так же и Ап. Павел покаялся и уверовал, но получил Духа не сразу, а при рукоположении.  Важно рассмотреть вот еще какое место. Христос говорил ученикам: "Духа истины, которого мир не может принять, потому что не видит его и не знает его; а вы знаете его, ибо он с вами пребывает и в вас будет" (Ин. 14:17). Нельзя сказать, что протестанты совсем не причастны Духа Святого. Он может быть с нами, но между "с нами" и "в нас" есть немалое различие.

Вообще, Духа Святого в себе хоть сколько-нибудь имеет каждый человек, ибо "мы Им живем и движемся, и существуем" (Деян. 17:28). Если б человек совсем не имел Духа, он бы рассыпался, ибо только Духом Святым он живет, так как Бог вдохнул с него Свой Дух при сотворении, но это еще не Дух Церкви. Дух Святой работает с каждым человеком, ведя его к покаянию, к Богу. По отношению к каждому человеку действует так называемая общая и призывающая благодать Божия, иначе никакого обращения к Истине вообще быть не могло. В сердце каждого человека идет война: дьявол говорит одно, Дух Святой - другое. Если человек слушает больше Духа Божия, который говорит через совесть его, - он может быть Им водим до какой-то степени, делать многое по его внушению и мы можем сердечно каяться и сокрушаться под его воздействием, как и Ап. Петр после отречения от Христа, но это он делал, не имея еще Духа Святого в себе. Обратите на это особое внимание! Так же и праведники в В.3., и многие из народа Израильского были водимы Духом Святым. Пророки говорили этим Духом, но этот Дух был с ними, на них, а не внутри их, так как часто говорится: "Почил Дух Божий на..." (Самуиле, Давиде и Др). Церкви же Бог дал Духа особо, вовнутрь: Духа Пятидесятницы, Духа Церкви, Духа Усыновления (Рим. 8:15). Этот Дух вовнутрь передать может только Церковь. Мы скажем, что имеем свидетельство Духа в себе. Но откуда мы знаем, что это свидетельство Духа? Ведь если "свидетель Иеговы" или мормон нам скажет, что имеет свидетельство Духа, что мы ему скажем? "Ты не можешь иметь Духа, п.ч. ты неправильно веришь и ты не в Церкви; твое свидетельство не есть от Духа, а от духа-обольстителя". Неужели мы такие знатоки духовного мира, что с легкостью Можем отличить, как свидетельствует Дух Святой, а как дух заблуждения? Ведь часто человек не может отличить голос обольстителя от Божьего. Мы ведь прекрасно знаем, что сатана может являться в виде ангела света. Откуда мы знаем, что это не он нам нашептывает, не он нам свидетельствует, что мы спасены, находимся в Церкви и переживать не о чем? Все сектанты и религии всех видов уверены, что с ними истинный Бог. Всем их бог (неизвестно какой) свидетельствует, что они в истине, но это часто неправда. Ведь все обетования Библии о Духе Святом нужно понимать в контексте Церкви. Все, веровавшие во Христа и просившие Духа Святого, получали Его через Церковь и присоединяясь к Церкви, а не вне Ее. Они не отделялись от Нее и, тем бол не противостояли Ей. Мы, как те самаряне, уверовали во Христа, (Разница между нами лишь в том, что самаряне поверили истинной проповеди истинных благовестников. а мы приняли искаженную проповедь от самозванцев.) возможно, полюбили Его, но Духа Церкви не получили, т.к. по собственной воле вышли из Нее. Как бы жили те самаряне дальше, которым не был передан Дух Святой, подумайте? Так же, как и мы: исполняли заповеди, молились, делали добрые дела, проповедовали, но если бы Апостолы не передали им Духа, то так бы и остались вне Церкви. Ведь если бы мы сейчас знали тех самарян или ефесян, не получивших Духа, то по их жизни мы бы вовсе не догадались, не отличили, что они не имеют Духа. Мы бы считали их за своих братьев, не догадываясь, что они - вне Церкви. Мы находимся на их месте, т.к. мы также уверовали, но Духа Святого нам никто не передал.

3. А как же измененные жизни? Сколько ведь свидетельств у нас о том, как жизнь людей с приходом к нам была совершенно изменена! Если хоть немного подумать, то можно понять, что это не может быть абсолютным показателем принадлежности человека к Церкви. Свидетельств об измененной жизни есть много у "свидетелей", и у ивановцев, и у толстовцев, и у буддистов. Человек жил: пил, курил, ругался, бездельничал, бил жену. Попал к ивановцам - преобразился: не пьет, не курит, не ругается, со всеми здоровается, улыбается, даже не плюется; с женой все хорошо; стал заниматься спортом и работать. Это типичный пример свидетельства ивановца, но разве Бог это сделал и разве это вводит его в Церковь? Многие люди менялись и становились сознательными и совестливыми, вступая даже в атеистическую коммунистическую партию. Многие из них жили очень совестливо и честно. Там моральный кодекс во многом позаимствован из Евангелия, но, тем не менее, они оставались, конечно же, вне Церкви. Мы ведь проповедуем хорошее учение: всех любить, прощать, помогать друг другу и т.п. Люди понимают, что это намного лучше их мирской жизни и принимают это, стараются изменяться, но это еще не вводит их в Церковь Божию и не спасает. Мы ведь сами так любим проповедовать, что спасение от дел не зависит.