Преподобный Ефрем Сирин-Толкование на книгу -пророчества Захарии-Глава 3 -(1) И показа ми Господь Иисуса Иерея великаго,

(13) Занеже напрягох тя себе Иудо яко лук, исполних Ефрема, и воздвигну чада твоя, Сионе, на чада еллинска; то есть Я дал лук Мой сынам Иудиным, чтобы возвеличить сынов Сиона над сынами еллинскими, над воинами Антиоховыми. Я сделал тебя, Иудо и Ефрем, яко меч острый, чтобы вы мужественно и бестрепетно поборали и поражали народы языческие.

(14) И Господь на них явится, и изыдет, яко молния, стрела Его против народов враждебных народу Божию.

(15) И пойдут, и будут попирать их, пак камни пращные, то есть истребят народы и рассеят их, как разбрасываются камни пращою. И как роги алтаря. Как был покров над алтарем, где находилось очистилище над кивотом: так Господь будет покровом народов.

(16) Зане камение свято. Прежде были они камнями избранными и святыми, потому что иссечены из горы святой - от корня Авраамова, но теперь, за грехи свои, как простые камни, валяются на земле, и терпят наказание, постигшее их по праведному суду.

(17) Аще что благо, и аще что добро, пшеница юношам и вино благоуханно девам, то есть душам, искоренившим в себе семя диавола и не повредившим прекрасного естества своего. Им уготовано вино от Грозда, вознесенного на крест, которое исполнит их несказанным услаждением.

Глава 10

(2) Зане просвещающии глаголаша нечестие, и вражбители видения ложна, суетными утешаху, то есть утешали народ Мой ложными сновидениями, суетною надеждою мира.

(3) На пастырей прогневася ярость Моя, и на агнцы посещу, то есть накажу пастырей, когда посещу стадо Мое, дом Иудин, чтобы излить на него благодеяния Мои. Ибо посетит Господь Бог Вседержитель стадо Свое, дом Иудин, и учинит я аки коня благолепна в брани, то есть сделает Иудеев бесстрашными, подобно коню благолепному в брани.

(4) От них рог, то есть священство, от них гвоздь, то есть царское достоинство, от них лук, то есть вожди и войско, и от них изыдут все князи их. В таинственном смысле указывает сие на учеников Господа нашего и на тех раздаятелей благ, ниспосылаемых многоразличною благодатью Божиею, о которых упоминает и божественный Павел (1Кор.12:7-11).

(5) И постыдятся всадницы коннии (6) и дом Иосифов спасу. Всадники суть враги Иудеев Греки, владевшие Сириею; домом Иосифовым. Пророк называет колено Ефремово и прочие колена, бывшие под властью царей самарийских. Им-то Бог обещает избавление от нашествия Греков и возвращение с победою в Иерусалим; им говорит, что примут помощь свыше от Господа, Его силою преодолеют и посрамят всадников конных, и победою над ними прославятся подобно Иисусу Навину, мужу крепкому из того же колена Ефремова, истребителю Хананеев.

(8) И умножатся, яко же бяху мнози; т.е. умножатся от чадородия, как во дни Давида.

(9) И воспитают чада своя, так что возрастут в тысячи тысяч.

(10) И возвращу я от земли египетския, куда были переселены, и от Ассириан и из всех земель. И соберу их, и в Галаадит и в Ливан введу я, и недостанет им, т.е. так они умножатся, что для помещения их, по причине многолюдства, недостаточно будет земли наследия их.

(11) И пройдет морем теснота, т.е. Господь наведет бедствия на народы языческие, представленные здесь под образом моря. И поразит в мори волны, т.е. как ветер воздымает волны в морях, так Божие повеление принудит все народы возвратить народ Божий. И посрамятся вся глубины речныя, т.е. в ничто обратятся указы, изданные пленившими Иудеев царями, в которых повелевалось, чтобы никто из Евреев не выходил из их владений. Отъимется досаждение Ассирийско, с каким Ассирияне гордились пред Евреями, когда они были в земле их. И скиптр египетск отъимется, т.е. Египтяне лишатся той власти, с какою дотоле держали у себя в рабстве Евреев.