Преподобный Ефрем Сирин-Толкование на книгу -пророчества Захарии-Глава 3 -(1) И показа ми Господь Иисуса Иерея великаго,

(5) И погибнет царь от Газы. Пророк изъясняет сказанное им выше: Газа поболит зело; потому и оставит беззакония, какие совершала. И Аскалон не имать населитися, то есть обитатели его предадутся бегству, предвидя, что и их постигнет то же самое, что постигло уже Тир.

(6) И вселятся иноплеменницы во Азоте, и разрушу досаждение иноплеменников. (7) И изму кровь их из уст их, и мерзости их из средины зубов их, и оставятся и сии Богу нашему, и Аккарон якоже Хеврон. Пророк возвещает обращение к Церкви Христовой жителей Аккарона, Азота и Филистимлян, о которых выше сказал, что они постыдятся, и гордость их будет посрамлена, постыдятся же упования, какое возлагали на идолов своих, увидев, что, вместе с ними, идут в плен и идолы - боги их.

(8) И поставлю в дому Моем приставника против всякаго проходящаго и возвращающагося, - поражать того, кто проходит мимо и возвращается, чтобы вступить с ним в брань.

(9) Радуйся зело, дщи Сионя. Здесь наименование Сион берется в двух смыслах: в первом относится к Сиону чувственному, городу Давидову, который присоединен к Иерусалиму и назван городом Давидовым, а в смысле таинственном относится к Церкви, как земной, так и небесной. Слова: радуйся зело, дщи Сионя, Пророк обращал к тому Сиону, который был у него пред глазами. Сему то Сиону и выше возвещал он, что разорены и разрушены будут города Филистимлян, Азот, Аскалон и другие, которые преследовали сынов народа Божия и притесняли жителей иерусалимских, препятствуя им восстановлять храм Господень и сионские здания, бывшие в развалинах. Но возвещает также радость и веселье церкви о спасении ее предсказывая, что Сам Господь придет для спасения всего человеческого рода, почиет среди людей, вселится и устроит царство Свое. Се Царь твой грядет тебе. Действительно, Он пришел, и вступил в Иерусалим, но Иерусалим не принял Его; почему, вселился Он в Церкви у языческих народов, которые познали Его и уверовали в Него, и приняли Его с радостью. Праведен, кроток и спасаяй. Он приведен, яко беззакония не сотвори, ниже обретеся лесть во устех Его, как свидетельствовал о Нем Исаия (Ис.53:9), и как Сам о Себе говорил Иудеям: кто от вас обличает Мя о гресе (Ин.8:46)? Он кроток, потому что справедливо сказал о Себе: кроток есмь и смирен сердцем (Мф.11:29). Он спасаяй, потому что спас все народы и народ иудейский. И всед на подъяремника и жребца юна. Сие засвидетельствовали сами Евреи и язычники, собравшиеся в Иерусалим на праздник и видевшие, как Он, по смирению Своему, воссел на жребя ослее. Сие ослее жребя изображает собою новый народ, собранный из язычников, которые уверовали, что Он для нашего спасения пришел, уничижил Себя и снисшел до нашего убожества, и, уверовав, подклонили выи свои под ярмо владычества Его, чем и оправдалось сказанное, что на них почиет Он и среди них вселится.

(10) И потребит колесницы от Ефрема, и кони от Иерусалима. Виною сему были сами они; потому что не восхотели радоваться пришествию Христову, к чему были призываемы. Под образом коней и колесниц Пророк разумеет власть и крепость царства, именно военные силы и сокровища. Известно же, что, во время пришествия Христова, у Иудеев отнята была царская власть, царствовали над ними язычники, которые наложили на них дань; а таким образом оправдалось пророчество, потому что в то же время отнят у них и гордый лук крепости бранной. Здесь Пророк присоединяет к Иерусалиму и Ефрема. Хотя прежде составляли они из себя два отдельные царства, но в последствии, пред Христовым пришествием, соединились во едино. Ибо когда, во дни Ровоама, сына Соломонова, сыны Израилевы разделились, и десять колен свергли с себя иго царства Иудина и праведного дома Давидова; тогда поставили они над собою царем Иеровоама, который утвердил царский престол свой в Самарии, Ровоам же остался царем в Иерусалиме и принужден был заключиться в пределах колен, не отложившихся от него. Но в последнее время колено Ефремово и прочие соединились с коленом Иудиным, и все они составили из себя один народ. И изречет мир народам. О сем свидетельствует крест, на который за грехи людские вознесен был Христос. Изречен также мир чрез учеников Христовых, которые посланы проповедовать народам спасительное Евангелие и крестить их. Так, Христос Своим распятием примирил Иудеев и язычников, горних и дольних.

(11) И ты в крови завета твоего испустил еси узники от рова не имуща воды. Ты освободил Адама и Еву, заключенных в шеоле, где нет жизни, и пречистою кровью Твоею, истекшею из ребра Твоего на кресте завета Твоего, извел их из рова погибели.

(12) Сядите в тверделех связани сонмища, и за един день сугубо воздам вам. Господь прекрасно называет тверделями здание заповедей Своих, и заключенными тех, которые, по вере и любви к Нему, как бы заключили себя в тело Церкви. И таковым хранителям закона Своего по справедливости дает Он сугубую награду.

(13) Занеже напрягох тя себе Иудо яко лук, исполних Ефрема, и воздвигну чада твоя, Сионе, на чада еллинска; то есть Я дал лук Мой сынам Иудиным, чтобы возвеличить сынов Сиона над сынами еллинскими, над воинами Антиоховыми. Я сделал тебя, Иудо и Ефрем, яко меч острый, чтобы вы мужественно и бестрепетно поборали и поражали народы языческие.

(14) И Господь на них явится, и изыдет, яко молния, стрела Его против народов враждебных народу Божию.

(15) И пойдут, и будут попирать их, пак камни пращные, то есть истребят народы и рассеят их, как разбрасываются камни пращою. И как роги алтаря. Как был покров над алтарем, где находилось очистилище над кивотом: так Господь будет покровом народов.

(16) Зане камение свято. Прежде были они камнями избранными и святыми, потому что иссечены из горы святой - от корня Авраамова, но теперь, за грехи свои, как простые камни, валяются на земле, и терпят наказание, постигшее их по праведному суду.

(17) Аще что благо, и аще что добро, пшеница юношам и вино благоуханно девам, то есть душам, искоренившим в себе семя диавола и не повредившим прекрасного естества своего. Им уготовано вино от Грозда, вознесенного на крест, которое исполнит их несказанным услаждением.

Глава 10

(2) Зане просвещающии глаголаша нечестие, и вражбители видения ложна, суетными утешаху, то есть утешали народ Мой ложными сновидениями, суетною надеждою мира.